НБУ курс:

USD

41,34

+0,03

EUR

45,85

+1,22

Наличный курс:

USD

41,00

40,90

EUR

45,45

45,20

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Бизнес обеспокоен жуткими очередями из грузов на границе с Польшей, призывает власти и ЕС что-то предпринять

очередь граница польши
Очередь возле польской границы в апреле. Фото: ua.depositphotos.com

Европейская Бизнес Ассоциация обеспокоена ситуацией с существенными очередями грузов в пунктах пропуска между Украиной и Польшей, которые наблюдаются за последние недели. Об этом говорится в заявлении объединения.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В частности, согласно полученной от компаний-членов ассоциации информации, продолжительность пересечения грузовиков, для которых необходимо проведение ветеринарного контроля, в частности с продуктами питания, может составлять до 10 дней. Продолжительность ожидания пересечения других грузов может составлять 5-10 дней, а то и больше.

Там напоминают, что законодательство Украины предусматривает, что таможенное оформление грузов должно осуществляться в течение четырех часов с момента прибытия в пункт пропуска, однако в настоящее время это крайне сложно выполнить, в частности, и из-за того, что со стороны Евросоюза оформление выполняется крайне медленно, в том числе из-за забастовки польских перевозчиков у границы, которая недавно имела место.

"Для понимания ситуации: в пункте пропуска "Ягодин" образовалась очередь из около 3,5 тысячи автомобилей. Пункт пропуска "Краковец - Корчова", по информации от бизнеса, осуществляет пропуск около 117 грузовиков в сутки, хотя раньше эта цифра составляла около 440 грузовиков. На других пунктах пропуска ситуация не намного менее осложнена", - отмечают в ЕБА.

В ассоциации отмечают, что такая ситуация напрямую влияет не только на Украину, вопросы ведения бизнеса в стране и украинские цепи поставок, но и цепи поставок и экономику стран ЕС.

"С одной стороны, для Украины это непосредственно прямые потери, которые составляют сотни тысяч евро в месяц, причина для изменения маршрутов, причина возможного дублирования отделений бизнесов в других странах, и так далее. С другой же стороны, это и прямые потери стран ЕС, ведь значительное количество перевозок, задерживаемых в пунктах пересечения – это грузы, направляющиеся в ряд стран ЕС транзитом через Польшу", - говорится в заявлении.

В частности, это грузы производственных предприятий с европейскими инвестициями, осуществляющими операции по переработке тех же европейских товаров на территории Украины. В то же время ситуация на границе может провоцировать срывы поставок партнерам, сбои производств в Польше или вообще частичную остановку производств.

Учитывая эту ситуацию, говорят в ЕБА, некоторые компании из Украины уже обратились в свои европейские офисы с тем, чтобы поднимать этот вопрос на уровне правительств соответствующих стран, на европейском уровне, в частности Совета Европы, поскольку влияние испытывает как украинский, так и европейский бизнес.

Отдельно там отмечают, что такая ситуация на таможне подрывает возможность применения соглашения между Украиной и ЕС о перевозке грузов автомобильным транспортом, а также регламента Европейского парламента и Совета №2022/870 о временных мерах по либерализации торговли.

"А при невозможности в разумные сроки осуществить перевозку или доставку груза либерализация перевозок и снижение пошлин перестают, к сожалению, выполнять миссию, ради которой они были введены", - констатируют предприниматели.

ЕБА призвала Совет Европы, украинские и польские государственные структуры, в частности Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры, Министерство финансов, Государственную таможенную службу и Государственную пограничную службу Украины и соответствующие органы с польской стороны и других государств ЕС наладить коммуникацию и взаимодействие, чтобы урегулировать вопросы очередей на границе.

"Отдельно украинской стороне стоит поработать над тем, чтобы доработать функционал недавно запущенной "єЧерги" с целью приоритетного пропуска грузов, оформленных в режим совместного транзита", - указывают в бизнес-объединении.

Напомним, что в середине мая "єЧерга" заработала уже на всех 16 пунктах пропуска на границе, где она была предусмотрена. Перед этим сообщалось, что разработчики системы внесли в нее обновленный перечень скоропортящихся товаров, имеющих приоритет при пересечении границы.