Рада приняла законопроект о криминализации контрабанды, против которого выступал бизнес

контрабанда
Фото: БЕБ

Верховная Рада на пленарном заседании 9 декабря поддержала во втором чтении и в целом законопроект №5420 о криминализации контрабанды товаров и подакцизных товаров.

Об этом сообщил народный депутат Ярослав Железняк.

По его словам, за указанный законопроект проголосовали 248 народных избранников.

Железняк отметил, что приняли законопроект с правками, на которых настаивал бизнес, а именно:

  • Пороги по товарной контрабанде будут увеличены в пять раз.
  • Пороги по подакцизным товарам увеличатся в 2 раза.
  • Закон вступает в силу с 1 июля 2024 года – это дедлайн по МВФ по перезагрузке Бюро экономической безопасности.
  • Учтены многочисленные настояния бизнеса по указанию умышленной формы вины, исключительно при наличии которой может происходить квалификация действий как преступления.
  • Существенно ограничены возможные случаи привлечения к ответственности по «контрабандным» статьям за предоставление документов с ложными сведениями – в измененной редакции они должны быть основанием для перемещения товаров, должны подлежать обязательному декларированию в соответствии с таможенным законодательством, а также влиять на определение размера таможенных платежей или соблюдение мер нетарифного регулирования.

Как напомнил Железняк, принятие законопроекта является требованием макрофина от ЕС на 1,5 млрд евро в этом году.

Этот законопроект был внесен в Верховную Раду президентом Украины Владимиром Зеленским и проголосован за основу летом 2021 года.

Бизнес призвал Раду не криминализировать товарную контрабанду

Напомним, что бизнес выступал против этого законопроекта и требовал пересмотра некоторых норм. Многочисленные бизнес-ассоциации отмечали, что законопроект требует существенной доработки в части установления четкого перечня субъектов уголовной ответственности, поскольку остается не понятным, кто именно может быть привлечен к ней за такие преступления – руководитель предприятия, декларант, таможенный брокер, перевозчик и т.д.

Также бизнес заявлял о нарушении прав субъектов внешнеэкономической деятельности (при определении таможенными органами таможенной стоимости товаров, кода товаров, составлении протоколов, которые в судебном порядке отменяются) и отсутствии действенных механизмов возмещения причиненного вреда и ответственности должностных лиц.

По мнению бизнеса, законопроект противоречит мировым правовым практикам и создает дополнительные риски для бизнеса, что в условиях блокирования границы превращает импорт сырья и комплектующих "почти в невозможную миссию".