- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
"Дыра" в сто миллиардов: почему не выполняется бюджет и что будет в следующем году
Государственный бюджет Украины на 2020 год — первый и пока последний бюджет премьер-министра Алексея Гончарука. Можно сказать, что была смета полноценного турборежима. После голосования за него в Верховной Раде бывшая министр финансов Оксана Маркарова подчеркнула: никогда еще госбюджет не принимался так рано. Действительно, между презентацией документа ко второму чтению и одобрением народными депутатами прошло девять дней. В тот момент никто не думал о грядущих перестановках в правительстве, пандемии и глобальном экономическом кризисе.
Корреспонденты Delo.uа, опираясь на данные Государственной казначейской службы, Министерства финансов и оценку экспертов, подвели бюджетные итоги года.
Перестановка после трудного старта
"Сформировать бюджет развития в нынешних условиях — задача не из простых... Мы будем больше зарабатывать внутри страны. За счет реформ, приватизации, внутренних и внешних инвестиций, либерализации рынков", — рапортовал Гончарук 5 ноября 2019-го, представляя доработанный проект госбюджета.
Вскоре, 14 ноября, парламент отдал за документ 280 голосов. Маркарова назвала его "хорошим, реалистичным и сбалансированным бюджетом, принятие которого даст возможность спокойно начать год". Предполагалось, что экономика вырастет на 3,7%, доходы составят 1,094 трлн гривен, расходы — 1,18 трлн гривен. Дефицит бюджета не должен был превысить 2,09% или 94,3 млрд гривен.
Спокойно начать год не удалось. По итогам января госбюджет недополучил 13,8 млрд грн доходов. Почти 25% от запланированного. Одной из ключевых причин называлась крепкая гривня. Бюджет-2020 строился на среднегодовом курсе 27 грн за доллар — среднемесячный курс января составил 24,1 грн. Свою роль сыграли также падение импорта (рост составил 2,5% вместо плановых 11,3%), а также недополучение 2,4 млрд грн акцизов и проблемы с возмещением НДС.
Эти проблемы подтолкнули Гончарука к пересмотру макроэкономического прогноза и внесению изменений в бюджет. В феврале, во время часа вопросов в парламенте, он объяснил — в предыдущем макропрогнозе закладывались цены на энергоресурсы, конъюнктура на внешних рынках и валютный курс, которые "существенно отличались от нынешних".
С приходом весны Гончарука на посту премьер-министра заменил Денис Шмыгаль, а 11 марта Кабинет министров объявил трехнедельный карантин. Вскоре его продлили до конца апреля. При этом ВР 13 апреля, на внеочередном заседании, поддержала "бюджет чрезвычайной ситуации" — был создан Фонд борьбы с COVID-19 и его последствиями, ограничены зарплаты чиновников, пересмотрен предельный объем государственного долга. После этого о росте экономики уже никто не говорил и бюджетный процесс сосредоточился на аспектах кризисного выживания.
Абсолютный рекорд и итоговый оптимизм
Если опираться на конкретные данные Единого казначейского счета (ЕКС), то первого января 2020-го на нем было 17,5 млрд грн. В 2019-м эта сумма составила 9,8 млрд грн. Первого марта разница еще больше выросла: 17,1 млрд грн против 8,1 млрд. Следующие месяцы показатель колебался в разные стороны, хотя максимальный "разлет" наблюдался в середине лета. Первого июля 2019 года на счету оставалось чуть меньше 13 млрд грн, а вот в 2020-м — 75,7 млрд грн.
Можно сказать, что такой суммы на ЕКС первого числа месяца не было никогда, если опираться на открытые данные Казначейства (с 2003 года по сегодняшний день), это абсолютный рекорд. Меньше всего денег там было в августе 2003-го (341 млн грн), а больше всего именно в июле 2020-го. При этом показатель на конец года заметно отличается: первого декабря в этом году на счету оставалось 19,7 млрд грн. В прошлом — 55 млрд грн.
Экономист, исполнительный директор "Экономического дискуссионного клуба"Олег Пендзин успокаивает — с наполнением Единого казначейского счета проблемы были, но полторы недели назад Европейский союз выделил Украине $700 млн, а в государственные облигации пришли иностранцы. По словам эксперта, сегодня все вопросы по ЕКС закрыты и, благодаря иностранцам и международным финансовым институтам, проблем до конца года не будет.
По данным Минфина, за 11 месяцев уходящего года, кассовые расходы составили 940,6 млрд грн — 90,3% от запланированного. Недоработали на 101 млрд грн. Поделились в правительстве и информацией по основным статьям расходов: на зарплаты пустили 204,4 млрд грн (97% от запланированного), на соцобеспечение — 284,7 млрд грн (96,1%), на медикаменты и перевязочные материалы — 7,7 млрд грн (69,2%), на оплату коммунальных услуг — 4,8 млрд грн (69%), на обслуживание государственного долга — 117,3 млрд грн (94,6%).
Экс-министр экономики Виктор Суслов отмечает — недовыполнение бюджета всегда проблема, но она не означает, что Украина обанкротится или из-за этого объявят дефолт.
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак добавляет, что у невыполнения показателей бюджета есть логическое объяснение — экономический кризис, спровоцированный коронавирусом. Следствием стал тот факт, что украинская экономика вместо прогнозируемого и планируемого роста в 4,5% получает падение примерно на 6%. И разница между прогнозным состоянием ВВП и фактическим — 10%.
"Логично, если происходит падение экономики ВВП страны, то и не выполняется бюджет. Но сегодня невыполнение не столь критично, чтобы как-то кардинально ухудшить общеэкономическую ситуацию. Однако, по решению Казначейства, в конце ноября оно прекратило финансировать все статьи, кроме защищенных. То есть на последний месяц, на декабрь, будет невыполнение всех статей, кроме социальных. Но при этом, по украинской традиции, в конце года у нас обычно происходит довольно значительное неосвоение бюджетных средств, которые затем возвращаются в казну. Учитывая этот фактор, можно сказать, что у нас в конце года каких-то масштабных провалов не будет", — подытожил он.
С доходами в бюджет похожая ситуация. По данным Казначейства, на 17 декабря этого года, план в 1,059 трлн грн выполнен только на 96%. То есть, фактическая сумма доходов составила 928 млрд грн. Примечательно, что временное превышение доходов над расходами наблюдалось трижды: в апреле, июне и августе. Эксперты говорят, что опираться на этот факт не стоит — существует цикличность доходов и расходов, а ситуация, благодаря заимствованиям, более-менее стабильна. Экономист Ukraine Economic Outlook Михаил Кухар в вопросе доходов остается оптимистом. Он отмечает — оперативные данные об исполнении бюджета за 11 месяцев дают все основания прогнозировать, что он будет выполнен в части доходов на на 101%. Расходы, по его словам, составят 91% от плана.
Скверная ситуация и завышенные ожидания
Анализируя ситуацию в целом, Пендзин отмечает — единственная страна в мире, которая по результатам пандемии имеет положительный процент роста ВВП, это Китай.
"У нас ситуация скверная, мы же понимаем. Мы снова упали на 5% ВВП. Но это не только такая ситуация у нас. Американцы упали на 15%, Европа на 10%. Мы на 5%. Китай — 1,5% роста. Но если бы мы имели сейчас 20% падения экономики, а не 5%, то вопрос, за счет чего можно было пройти кризис легче, имел бы смысл. Сейчас у нас падение экономики ниже, чем у соседей. Меня больше волнует ситуация с локдауном, и как оно будет в следующем году. В бюджете рост 4,6%. Фактически, я думаю, в лучшем случае будет +2%, а то и +1,5%", — говорит он.
Эксперты Киевской школы экономики в своем анализе бюджета на следующий год добавляют скепсиса. Там отмечают, что доходы, по сравнению с 2020 годом, планируют увеличить на 7,7%, но цифры называют завышенными.
"О нереалистичности доходов от налогов на внешнюю торговлю уже заявил новый глава таможни. Так, план по "импортному" НДС увеличен на 9,4%, хотя в текущем году, по состоянию на конец октября, план недовыполнен на 14%. Проблемы возможны и с поступлениями от других налогов. Например, план поступлений от НДС (с учетом бюджетного возмещения) увеличен на 75%. По сравнению с бюджетом 2020-го, рентная плата — на 26%, хотя планы текущего года по ним пока не выполняются. Еще один риск — перечисления от Национального банка Украины. По расчетам регулятора, в следующем году он должен перечислить в бюджет 22,6 млрд грн своей прибыли, а Минфин заложил в бюджет цифру в 33 млрд грн. Если Нацбанк окажется прав, это означает недовыполнение поступлений в бюджет на 10 млрд грн", — говорят в Киевской школе экономики.
Сомнительными эксперты называют и планы по росту расходов бюджета — по сравнению с уходящим годом они увеличатся на 2%. В КШЭ говорят, что если сопоставить цифры с фактическими расходами, то рост может составить и все 10%. Впрочем, хорошие новости должны быть в вопросе дефицита бюджета: он должен уменьшиться с плановых 300 млрд грн в 2020-м до 246,6 млрд грн в 2021-м. Хотя фактически, дефицит обещают еще меньше.
Напомним, что в этом году государственный бюджет принимался уже не так оперативно. Мы уже писали о "покупке" голосов под первое чтение, а Кабмин достаточно долго тянул с проектом ко второму чтению. Правительство представило его, если исходить из сроков Бюджетного кодекса, чуть ли не в последний момент — вечером 26 ноября, на внеочередном заседании. Народные депутаты приняли его 15 декабря и теперь документ ждет подписания спикером парламента и президентом.
Примечательно, что действующий министр Сергей Марченко практически повторил прошлогодний месседж Оксаны Маркаровой, назвав смету "четко просчитанным и сбалансированным документом, который действительно реален к исполнению". Экс-премьер-министр Алексей Гончарук с такой формулировкой не согласился, окрестив бюджет-2021 "классическим бюджетом проедания" и "попыткой удержать падающий политический рейтинг за счет государственных средств".
Надия Михальчук и Илья Требор, специально для Delo.ua