НБУ курс:

USD

41,90

+0,08

EUR

43,96

+0,04

Наличный курс:

USD

42,11

42,05

EUR

44,40

44,21

Шмыгаль уже год премьер-министр и никак себя не проявил. Но это его и спасает и вот почему

Премьер-министр Денис Шмыгаль в кабине самолета. Фото: пресс-служба КМУ
Премьер-министр Денис Шмыгаль в кабине самолета. Фото: пресс-служба КМУ
В первом выступлении с парламентской трибуны глава правительства говорил о стандартных задачах, однако все его решения в 2020 году были скорректированы пандемией коронавируса, а глобальный кризис в Украине самортизировала сырьевая модель экономики

Скоро год как премьер-министр Денис Шмыгаль занимает свой пост — Верховная Рада 4 марта 2020-го отдала за "спокойного технократа", как он сам себя называет, 291 голос.

С парламентской трибуны новый глава правительства в день назначения отметил, что среди его приоритетов будут вопросы коммунальных платежей, энергетическая безопасность и благосостояние украинцев, а на следующий день подчеркнул — он уйдет с должности, "если не оправдает надежд украинцев". Но через неделю львиная доля его обещаний ушла на второй план — все решения и действия премьер-министра в прошлом году множились на коронавирусный коэффициент.

Корреспонденты Delo.ua вспомнили громкие заявления Шмыгаля на посту главы Кабинета министров, узнали, что о нем думают предприниматели и почему эксперты называют его невзрачным пилотом без амбиций.

Впервые выступая перед народными депутатами, глава правительства отметил очевидный факт — на премьер-министре в Украине лежит колоссальная ответственность. И тут же перечислил стандартный список задач, которые за последние годы озвучивал каждый премьер: усиление экономического блока, рост промышленности и аграрного сектора, реализация реформ, укрепление национальной безопасности.

Серьезной угрозой Шмыгаль назвал и коронавирус. К тому моменту в Украине уже был зафиксирован первый случай и чиновник пообещал "комплексную программу на случай распространения вируса". В итоге, 11 марта Кабмин ввел общенациональный карантин на три недели. Украина оказалась одной из первых стран, где решились на такой жесткий шаг — опередила нас в этом только Италия.

Следующие несколько месяцев большинство заявлений Шмыгаля касалось в основном коронавируса — как обеспечить все население страны необходимыми средствами защиты (масками и антисептиками), как удержать на плаву украинскую медицину и на какой срок оставлять карантин. В конце марта стало понятно, что отменить 3 апреля его не получится, но саму суть ограничительных мер нужно менять.

"Украина не такая богатая страна, которая может позволить себе полгода не работать и смотреть телевизор на диване", — отметил Шмыгаль 31 марта.

В первом полугодии 2020-го было всего два вопроса, которые прорывались сквозь коронавирусный фон. Во-первых, кадровые процессы. В апреле, например, со скандалом был уволен министр финансов Игорь Уманский. Незадолго до этого чиновник рассказал о схемах в Налоговой службе из-за которых государственный бюджет терял до 5 млрд грн в месяц. Шмыгаль увольнение Уманского объяснил простым "мы не сработались", но глава Минфина до сих пор уверен, что единственная причина — его упорство в вопросе Налоговой и Таможенной служб.

Примечательно, что в конце апреля правительство все же уволило председателя Государственной налоговой службы Сергея Верланова и главу Таможенной службы Максима Нефьодова. А заодно и заместителей последнего — Роберта Зелди, Дениса Шендрика и Сергея Петухова.

Другой громкий кадровый вопрос касался главы МВД Арсена Авакова — он оказался одним из немногих министров, которые пережили ротацию и перекочевали из Кабмина Алексея Гончарука в правительство Шмыгаля. Такое положение дел возмутило общественных активистов и многих экспертов. На это недовольство премьер-министр ответил только в мае, спустя три месяца после назначения.

"Арсен Аваков — министр с колоссальным опытом, 5 правительств. Человек имеет опыт бюрократа, опыт политика, опыт менеджера. Аваков часто дает хорошие идеи и хорошие предложения. Я с ними согласен. Аваков тоже "мой" — он в моем правительстве. Я не отбрасываю его политический вес. Все мы понимаем его роль в структуре государственного управления и в политике", — подчеркнул Шмыгаль.

Однако наиболее резонансной оказалась история с нынешним министром образования Сергеем Шкарлетом. Именно Шмыгаль подал в парламент его кандидатуру. Впрочем, Шкарлета долгое время не назначали — полноценным руководителем министерства он стал только в декабре 2020-го. Скандальной эта история стала по нескольким причинам: в научных работах нового министра эксперты нашли большое количества плагиата, к тому же он был тесно связан с регионалом Дмитрием Табачником, а из-за неперсонального голосования во время назначения Шкарлета Офис генерального прокурора возбудил уголовное дело.

Во-вторых, пандемическую ширму пробила ситуация с программой действий Кабинета министров, которая в случае одобрения парламентом предоставляет правительству годовой иммунитет. В первый раз на доработку ее отправил комитет Верховной Рады по экономическому развитию 30 апреля. Замглавы комитета, нардеп от фракции "Слуга народа" Дмитрий Кисилевский жаловался, что искал в программе промышленный блок, а наткнулся на "каталог слоганов и лозунгов". Через месяц, 4 июня, народные депутаты уже в сессионном зале отказались поддерживать документ и отправили на доработку. Требование доделать программу не помогло — 18 июня снова не хватило голосов в парламенте. Хотя самого Шмыгаля это не очень расстроило.

"Парламент не поддержал программу деятельности правительства, но для нас это ничего не меняет. Мы продолжим выполнять намеченные задачи. Я неоднократно говорил, что наше правительство не интересует иммунитет", — заявил премьер-министр и вскоре добавил, что не видит оснований для своей отставки.

Несмотря на эти шероховатости, Шмыгаль оставался на своем посту, а Кабмин продолжал адаптивные карантины — с начала до 31 июля, потом до конца лета, а потом и до 1 ноября. При этом первую оценку своей работе Денис Шмыгаль дал во время съезда партии "Слуга народа" 31 августа. Премьер подчеркнул, что отставка правительства может произойти в любой день, но если говорить о самооценке его работы, то это "точно не "двойка".

Экономист Алексей Кущ также не поставил бы Шмыгалю двойку за работу — его оценка работы правительства куда более суровее. По словам эксперта, с экономическими вызовами 2020 года украинская экономика справилась сама, и заслуга Шмыгаля здесь примерно такая же, "как у пилота, который сидит в кабине самолета, летящего на автопилоте, а штурвал отключен". Кущ отмечает, что автопилот украинской экономики — ее сырьевая модель.

"В кризис 2008 года у нас экономика упала на 15%, а в этот раз — на 4,5-5%. Это среднемировое снижение, мы оказались в медианной зоне падения экономики. Некоторые страны падали сильнее, но специфика карантинного кризиса заключалась в резком ограничении внутреннего потребительского спроса. В Украине он не играл той роли при обеспечении макрофинансовой стабильности, которую играл в других странах. Поэтому у нас, если посмотреть, импорт упал на 15%, а экспорт на 5%. То есть наш сырьевой экспорт оказался амортизатором кризиса — несмотря на пандемию, цены на сырье, которое экспортировала Украина, они не падали", — объяснил он.

Кущ отмечает, что в минувшем году мы наблюдали катастрофические падения цен на нефть, а наши экспортные товары в то же время или вообще не падали в цене, или падали, но несущественно.

"Заслуга Шмыгаля в этой ситуации — ноль целых, ноль десятых. Из позитива на сегодняшний день можно отметить макрофинансовую стабильность, которая в компетенцию правительства не входит. Обо всем остальном даже нельзя сказать, что оно со знаком плюс или минус — ноль не имеет какого-либо знака. У нас абсолютно нулевая государственная экономическая политика. Это вакуум, и можно констатировать, что малый бизнес вытянул сам себя из кризиса. Население выбралось за счет внутренних резервов. Сама экономика — за счет сырьевой специализации", — подчеркнул экономист.

Однако сам премьер-министр еще в сентябре отмечал, что они запустили целый ряд программ, которые дали предпринимателям возможность прожить сложный период карантина. Отдельно он отметил государственный пакет, гарантирующий 80% стоимости кредитов для украинских предпринимателей. Шмыгаль при этом посоветовал "продолжать делать свой бизнес".

В свою очередь, как отметил в комментарии корреспонденту Delo.ua глава правления Ассоциации представителей малого и среднего бизнеса Киева Максим Тютюнников, стоит отметить попытки власти поддержать украинский бизнес, в частности, единовременными выплатами в размере 8000 гривен для тех, чья работа была приостановлена.

"Продолжают действовать налоговые каникулы для физлиц-предпринимателей первой группы, которые до 31 мая освобождаются от уплаты единого социального взноса. До 29 декабря отсрочено погашение налогового долга налогоплательщиков-физических лиц, в том числе самозанятых, не превышающий 6800 грн. Также списан налоговый долг трех с половиной миллионов плательщиков — речь о тех, кто по состоянию на 1 ноября 2020 года имел задолженность в размере 3060 грн", — говорит Тютюнников.

Если же говорить о последних месяцах, когда стало понятно, что пандемический кризис придется пережить, ключевым вопросом для правительства стала вакцинация. По словам Шмыгаля, в Украину уже прибыла первая партия из 500 тысяч вакцин против и она направлена в регионы. А с 24 февраля в стране стартовала вакцинация. Впрочем, даже если этот процесс провалится, нет гарантий, что ответственным будет именно премьер-министр. Об этом нюансе рассказывает директор департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко.

В своей характеристике премьер-министра он отмечает: Шмыгаль, как политик, — безынициативный, серый и блеклый. Однако именно этот образ поможет ему продержаться достаточно долго в кресле главы правительства.

"Он достаточно комфортен на своем месте, и его главная задача — не накопить критическое количество негатива. Не показать, что его увольнение может снять этот негатив. Он сейчас, в принципе, достаточно фоновый — много критикуют, много чего говорят, но сказать так, что есть мнение о том, что виновен во всем Шмыгаль, нельзя. Больше акцентов переключается на других чиновников. Много камней летит в огород президента. Больше критики акцентируется на конкретных министрах. Например, министра здравоохранения Максима Степанова. А против Шмыгаля нет какой-то компании, которая могла бы привести к тому, чтобы его съели", — объясняет Петренко.

И именно это, по словам политолога, свидетельствует, что чиновник достаточно удобен в своем амплуа и на своем месте. Эксперт уверен — окружение Зеленского к Шмыгалю относится нормально. Тем более, что у самого премьера нет шансов подвинуть президента на посту гаранта.

"Да и нет у него, я думаю, таких амбиций. Он пытается быть полезным всем и, в то же время, пытается не замыкать на себе весь негатив. Пока у него нет серьезного врага в виде финансово-промышленной группы или какого-то крыла в офисе президента, которое бы захотело его сковырнуть. Но, если будет принято решение изменить работу парламента и создать там более широкую коалицию, тогда можно будет говорить о смене премьера. Но пока мы не видим предметных разговоров об этом", — резюмирует Петренко.

Разговоры об отставке Шмыгаля сопровождают его всю каденцию и начались они еще в апреле прошлого года — один из народных депутатов из фракции "Слуга народа", возмущенный жестким карантином, даже регистрировал в Государственном бюро расследований соответствующее заявление. Однако в своем недавнем интервью советник главы Офиса президента Михаил Подоляк подчеркнул: еще не пришло время отправлять правительство в отставку и нынешний Кабинет министров не досидел до конца своей каденции. О том, что Денис Шмыгаль в ближайшее время никуда не уйдет говорит и глава партии "Слуга народа" Александр Корниенко. По его словам, сейчас вопрос отставки Кабмина не обсуждается, хотя "правительства не бесконечные".

Илья Требор, специально для Delo.ua