В МВФ придумали налог для тех, кто заработал в пандемию: почему это может быть опасно

Источник фото: Depositphotos
Источник фото: Depositphotos
В Фонде убеждены, что такая мера сплотит сообщество и поможет мировой экономике быстрее восстановиться. Но аналитики преисполнены скепсиса — уж больно такие действия напоминают социализм и утопические романы

Международный валютный фонд предлагает бороться с экономическими последствиями коронавируса новыми налогами. В организации уверены — укрепление налогового потенциала в постпандемическом мире будет иметь решающее значение и для стран с развитой экономикой, и для развивающихся государств. Одним из самых любопытных решений может стать "налог солидарности". Он будет действовать для компаний, которым удалось заработать во время карантина.

Корреспондент Delo.ua Илья Требор разобрался, чего хотят в МВФ и почему их идеи могут оказаться опасными в долгосрочной перспективе.

Дважды в год МВФ публикует "Бюджетный вестник" — отчет, в котором эксперты фонда делятся предложениями, как справиться с существующими вызовами. В новом документе говорится о позитивном эффекте укрепления налогового администрирования и реформирования налоговой политики (особенно в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах с низкими доходами). Это принесет дополнительные доходы экономикам и позволит увеличить социальные расходы на борьбу с COVID-19.

В частности, рассматриваются варианты повышения прогрессивности подоходных налогов, налогов на наследство, при дарении или имущественных сборов. Если все это не сработает, в организации допускают даже введение налогов на богатство.

Одна из инициатив стоит особняком. Речь о временном налоге на сверхприбыли для заработавших во время пандемии компаний. В качестве примера приводятся фармакологический сектор и цифровой бизнес. Иначе говоря — в первую очередь заплатят производители вакцин, лекарств, дезинфицирующих средств и технологические гиганты.

"Налог солидарности" может или временно заменить корпоративные налоги, или даже дополнить их. Такое решение не только позволит поддержать экономику, но и проявит солидарность с пострадавшими во время кризиса компаниями. Так об этом, по крайней мере, говорит руководитель департамента финансовых отношений МВФ Витор Гаспар. Он убежден, что символическое увеличение сборов с преуспевающего бизнеса усилит общественную сплоченность и усилит восприятие, будто "каждый вносит вклад по восстановлению после COVID-19".

Впрочем, директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий Амелин называет подход МВФ спорным. Предложение фонда напоминает эксперту роман-антиутопию американской писательницы Айн Ренд "Атлант расправил плечи" — в книге не имевшие успехов компании поддерживались правительством, которое ограничивало успешные и стратегически мыслящие предприятия. Он отмечает, что "налог солидарности" напоминает социализм.

"Принятие этого решения в развитых странах точно будет порождать проблемы в развитии экономики и дальнейшие проблемы с трудоустройством граждан. Необходимо просчитывать на 10-15 лет вперед последствия подобных шагов. Это, конечно, сделать можно. Но это нарушение принципов капитализма и больше подходит социалистическим стандартам и правилам. В общем, можно принять, что мир становится более "красным", — объяснил экономист.

Говоря же об Украине, Амелин заметил, что здесь такой инструмент вряд ли можно будет применить — у нас в стране налог на прибыль, который достаточно легко оптимизировать, практически никто не платит. Именно поэтому трудно будет определить кого новым налогом облагать, а кого — нет.

"У нас и так регулярно платят налог на прибыль, как правило, государственные компании или международные компании, которые платят дивиденды своим материнским компаниями. Получается, что на них будет повышенный налог и это опять же приведет к тому, что ни одни, ни другие не захотят в будущем показывать прибыль в Украине", — добавил он.

При этом, исходя из слов советника президента Украины по экономическим вопросам Олега Устенко, сейчас можно сказать, на чьи плечи мог бы частично лечь "налог солидарности". Устенко подчеркнул — локдаун положительно сказался на развитии безналичных расчетов и интернет-торговли в стране.

Член наблюдательного совета Украинской рады бизнеса Михаил Соколов обращает внимание на два нюанса. Во-первых, он напоминает — ни один налог нельзя внести задним числом. Эксперт надеется, что основной период ограничений и приостановки работы бизнеса позади, учитывая появление и использование вакцины. С этой точки зрения актуален вопрос — в чем смысл налога, который не успеет отработать?

"На разработку налога, его принятие и вступление в силу нужно время. Более того, по Бюджетному и Налоговому кодексам изменения, которые вносятся и касаются налогообложение, могут вступать в силу только с нового года. И принят он должен быть за полгода до нового года. Грубо говоря, если воспользоваться этой идеей, мы должны разработать и принять налог до июля. Что уже не реально. И вступил бы он в действие в 2022 году. То есть это не налог, который спровоцирован пандемией, а просто новый налог. Думаю, новые налоги украинской экономике точно не нужны — у нас их и так хватает", — говорит он.

Второе, на что обращает Соколов — отрасли хорошо и спокойно функционировавшие в период пандемии. Логика должна быть следующей: если есть отрасли, которые выиграли от пандемии, то тогда их нужно облагать в пользу тех отраслей, которые проиграли. Однако если, например, можно сказать, что металлурги много заработали, то это не означает, что они и в следующем году заработают столько же. То есть, подъем на рынке металлургии точно никак не связан с эпидемией, она скорее наоборот затормозила рост.

"Мы можем говорить с уверенностью, что в этот период активно развивалась IT сфера. Но нужно ли вводить дополнительные налоги на эту сферу? Мне кажется, что более дурацкую идею придумать сложно. IT — чуть ли не единственная отрасль в Украине, которая показывает активный темп роста. Хочется пожелать успехов этой отрасли, потому что даже при том, что они пользуются низкой налоговой нагрузкой, когда мы начинаем пересчитывать ее из процентов в абсолютное значение (то есть, сколько с одного айти-специалиста идет налогов государству) и учитывая то, что они проживают в Украине, покупают тут товар и платят НДС, то мы понимаем, что это одни из самых серьезных налогоплательщиков. И наверно все, что нам нужно сделать, это не трогать их и улучшать условия для развития. Государство от этого очень сильно выигрывает", — подводит итог член набсовета.

А вот исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин обращает внимание, что для преодоления экономических последствий пандемии в мире используют не только подобные налоговые реформы. Он вспомнил также и о налоговых каникулах, отметив — в Украине пока не прибегают ни к первому варианту решений проблемы, ни ко второму.

"Были моменты, связанные с отсрочкой уплаты ЕСВ для физлиц-предпринимателей. Но это незначительная помощь. Хотя мы должны понимать — Украина бедная страна и все вопросы по доходной части госбюджета четко мониторятся кредиторами. От этого зависит и согласованная величина дефицита. В этой связи любые налоговые каникулы, при сохранении запланированных расходов, будут увеличивать дефицит госбюджета и уменьшать доходную часть. А наши кредиторы, естественно, соглашаться не будут, поскольку это будет существенно подрывать финансовую стабильность Украины", — отмечает он.

Пендзин убежден — сегодня не стоит ждать каких-то принципиальных изменений. Экономист также добавляет, что мир идет и по другим путям: активно стимулирует внутренний рынок и внутренний спрос, правительства выделают финансовую помощь вакцинированному населению, бизнес получает дешевые кредиты. Однако, по словам исполнительного директора ЭДК, Украина всегда очень тяжело выходила из экономических кризисов и нынешняя ситуация не будет исключением.

Анатолий Амелин, впрочем, добавляет — сейчас есть несколько действенных решений, которые и президент Владимир Зеленский, и партия "Слуга народа" давно обещают. Среди них и налог на выведенный капитал, который даст стимул реинвестиции и созданию новых рабочих мест. По словам экономиста, это один из важнейших шагов, который позволит украинской экономике выдержать сложные времена.

"Вторые и третьи инструменты касаются процедур либерализации, упрощения системы регулирования и, в принципе, даже перезагрузки государственного аппарата. Важно помнить, что утвержденная Кабинетом министров стратегия экономического развития не должна оставаться просто документом — она должна реализовываться, и на это требуется достаточно много ресурсов. Как внутренних, так и внешних. Реализация политики по поддержке национального производителя, реализация политики по привлечению инвестиций могут так же быть хорошим инструментом поддержки бизнеса и отечественной экономики", — подытожил он.

Михаил Соколов убежден, что Украине не стоит концентрироваться на временных реформах — в стране столько проблем, в том числе в сфере налогообложения, что не стоит придумывать новшества. Есть, например, проблемы с системой налога на прибыль или с системой возмещения НДС. Сложившаяся ситуация, когда есть постоянные проблемы, не позволяет отвлекаться на временные меры. Гораздо более эффективным будет вдумчивый подход. Он даст больший результат.

Илья Требор, специально для Delo.ua

Источник фото: Depositphotos