НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Из-за халатности чиновников простаивают суда в портах Одессы: аграрии и бюджет несут миллионные убытки

порт, судна
Экспортеры зерна жалуются на безосновательную задержку судов в портах Одессы. Фото: пресс-служба Мининфраструктуры

В портах Большой Одессы безосновательно задерживают суда, загруженные зерном на экспорт, в результате чего аграрии несут миллионные убытки, а государственный бюджет Украины недополучает средства.

Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Об этом сообщает Украинская зерновая ассоциация со ссылкой на уведомление участников рынка зерна.

По данным УЗА, каждый день задержки загруженных зерном судов в портах приводит к убыткам на уровне $1-1,5 на тонне продукции в день.

"Если взять в качестве примера судно Handysize тоннажностью 50 000 т, то потери для экспортера из-за задержки судна в порту стоят $50-75 тыс. в день, которые экспортер вынужден выплачивать судовладельцу", - подчеркнули в УЗА.

Кроме того, растут расходы по страхованию таких судов из-за пребывания в украинских портах.

"В условиях, когда экспорт зерна и агропродукции обеспечивает львиную долю собственных валютных поступлений страны и обеспечивает значительную часть сбора налогов в государственный бюджет, которые Украина может тратить на военные нужды, необоснованная задержка судов в портах является преступлением, которое наносит ущерб не только украинским аграриям, но и государственному бюджету, уменьшая средства на военные расходы", - убеждены в УЗА.

Там добавляют, что такие задержки судов в портах никак не связаны с погодными условиями или навигацией.

"Призываем правительство вмешаться в ситуацию, вызванную должностными лицами на региональном уровне, прекратить произвольную задержку судов и как можно быстрее разблокировать зерновой экспорт", - подчеркнули в УЗА.

Напомним, Одесская областная военная администрация постановила, что теперь загрузка судов (барж) будет происходить исключительно при условии проведения предварительного анализа законности происхождения зерна.

Таким образом, местные власти хотят усилить дисциплину, учет и отчетность в сфере внешнеэкономической деятельности.

Судоходство в Черном море

В июле Россия вышла из "зернового соглашения ", которое позволяло Украине безопасно транспортировать сельхозпродукцию через три порта в Одесской области.

Украина в ответ создала временный «гуманитарный коридор» для грузовых судов, которые движутся к морским портам Украины. При этом военные сообщают, что в течение маршрутов сохраняется минная опасность и угроза обстрелов со стороны Российской Федерации.

16 августа 2023 года первое судно воспользовалось временным коридором для торговых судов в и из портов Одессы. Первым был контейнеровоз Joseph Schulte под флагом Гонконга. Вторым судном, вышедшим из порта Одессы после выхода России из "зернового соглашения", стал Primus.

За последние несколько недель десятки кораблей добрались до основных украинских портов Черного моря без инцидентов, игнорируя угрозы России атаковать суда в этом районе. Это свидетельствует о том, что смелая ставка Украины на создание собственного торгового маршрута после остановки "зернового коридора", согласованного с Россией, оправдалась. В общей сложности, коридором воспользовались 57 судов в обе стороны.

Министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков сообщил, что после выхода РФ из зернового соглашения страна-агрессор совершила 17 массированных атак по украинским портам. Их экспортный потенциал снизился на 40%.