- Тип
- Бизнес-фронт
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Ищем продукты, аптеки, волонтеров. Как под обстрелами работает курьерский сервис iPOST
С начала войны курьерская служба iPOST перестроила свой бизнес за два дня, чтобы начать работать в новых условиях. Как компания перестроила все процессы, чтобы курьеры продолжили доставлять самые необходимые товары даже в городах, где идут боевые действия, в материале Delo.ua.
В начале 2017 года два предпринимателя Сергей Жмудь и Максим Плющев основали сервис курьерской доставки, который назвали iPOST. На базе собственной курьерской онлайн-платформы, в которой доставки выполняются по принципам краудсорсинга, а также с помощью собственного ресурса курьеров, компания запустила работу во всех городах Украины.
Спрос на доставку набирал обороты и сделал компанию прибыльной и привлекательной для партнеров, а 2 тысячи курьеров получили работу, осуществляя доставку за 30 минут до дверей в разных городах страны.
Однако 24 февраля 2022 года жизнь украинцев и бизнеса изменилась из-за нападения России на Украину. Поэтому компании iPost пришлось адаптироваться к новым реалиям, перестраивать бизнес-модель и начинать сотрудничать с волонтерскими организациями, чтобы приблизить Украину к победе.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПервые обстрелы, перестройка рабочих процессов и отток людей
После начала обстрела российскими войсками украинских городов компания за два дня организовала дистанционную работу. До войны офис компании находился в Киеве, но теперь сотрудники и управленцы работают дома, некоторые в других городах и странах, кто принял решение уехать из Киева в более безопасное место.
Из-за войны страну уже покинуло более 3 млн человек, среди которых также есть бывшие курьеры сервиса. Если в довоенное время в компании работало 2 тысячи человек, то сейчас их более 300 человек в разных городах Украины. То есть от общего количества осталось 15-20% курьеров. При этом команда курьеров постепенно расширяется, так как в iPost снова начали обращаться люди, чтобы трудоустроиться курьером.
Таким образом, компания в военное время дает рабочие места украинцам и осуществляет немаловажную функцию доставки необходимых товаров населению страны.
Сами курьеры во многих городах более-менее адаптировались к обстановке и при обстрелах знают, как себя вести. Несмотря на бомбардировки, курьеры продолжают работать в Бердичеве, Белой Церкви, Белгород-Днестровском, Борисполе, Боярке, Виннице, Днепре, Одессе, Житомире, Жмеринке, Запорожье, Ивано-Франковске, Каменце-Подольском, Каменском, Каневе, Киеве и многих других городах.
В компании отметили, что для курьеров прописали четкие правила, как себя вести в критической ситуации. Для каждого города создан оперативный чат для курьеров, где они могут обмениваться информацией с контакт-центром. Например, если в каком-то городе возникают проблемы с безопасным передвижением, то курьеры об этом сразу уведомляют в оперативном чате.
В довоенное время доставка осуществлялась за 30 минут по городу. Однако сейчас из-за обстрелов и сложностями с поиском товаров доставку можно получить к двери за 2 часа. Если не получается доставить к двери, то клиента об этом уведомляют и подвозят посылку к дому.
Медикаменты, еда и одежда
После вторжения российских войск на территорию Украины время поделилось на "до" и "после". Также произошло и в бизнесе: если до войны курьеры компании iPOST доставляли всевозможные товары и сотрудничали с десятками компаний, то теперь самым востребованным товаром являются медикаменты, продукты из супермаркета, одежда и готовая еда из ресторанов в городах, где заведения продолжают работу.
Сейчас iPOST возобновили сотрудничество с "Аптекой низких цен", "Аптекой доброго дня", liki24, Doc.ua, Master Zoo, "Таврией В", Flex.shop, WineTime, Varus, АТБ, Roshen. Но компания на этом не останавливается и на постоянной основе приглашает к сотрудничеству новых и старых партнеров.
Инициатива для добрых дел
Помимо бизнеса компания запустила проект для помощи волонтерам, чтобы объединить и усилить ресурсы для помощи нуждающимся украинцам. Таким образом компания iPOST внедрила бесплатную доставку для всех волонтерских организаций.
Так сервис стал максимально полезным в это непростое время не только для получателей, но и курьеров, так как курьеры продолжают зарабатывать, даже доставляя товары для волонтерских организаций, а компания покрывает все расходы. Плюс ко всему благодаря доставке курьеров все больше людей могут получить необходимые товары.
В компании отметили, что сотрудничество с волонтерами будет на постоянной основе. Также будут привлекаться новые организации для сотрудничества.
Прибыль отошла на второе место
О заработке в военное время в компании решили не раскрывать данные. При этом бизнес имеет определенную финансовую подушку безопасности, поэтому готов и дальше вкладывать свои деньги для того, чтобы продолжать помогать волонтерам, а курьерам давать работу.
Также в компании пересмотрели все бюджеты, которые были распределены на развитие компании, маркетинг, PR и прочее. До военных действий iPOST активно рекламировались и привлекали клиентов, чтобы они заказывали товары у партнеров, а доставку уже осуществляли курьеры сервиса. Например, постоянно использовалась реклама в метро, наружная реклама и прочее.
Но после начала войны весь бюджет пришлось перераспределить и использовать точечно под каждую задачу. То есть если поступает заказ, то отдел маркетинга старается привлечь как можно больше волонтеров, используя бюджет, который был выделен на маркетинг.
Новые вызовы в военное время
Сейчас есть проблема в курьерском ресурсе, так как много людей выехало. Также есть проблема с передвижением по городам из-за постоянных обстрелов.
Отсутствие возможности доставлять товары еще связано с режимом комендантского часа. То есть, например, когда в городах на несколько дней запрещают выходить на улицу, то, соответственно, работа останавливается. И от таких ситуаций курьерская служба доставки сильно зависит, так как сложно прогнозировать, сколько получится доставить посылок и сколько курьеров выйдут на линию.
До войны в компании могли прогнозировать количество доставок в день, сегодня нет никакой определенности, так как все очень быстро меняется, и это в целом влияет на какое-то планирование в бизнесе. Плюс сервис курьерской доставки сильно зависит от работы партнеров, которые по своим объективным причинам не всегда могут выдавать товар на доставку. Например, те же продуктовые сети, когда у них большие очереди на кассе, они не будут обслуживать курьеров.
В компании добавили, что такой бизнес, как курьерская доставка, работает в цепочке с другими компаниями, поэтому осуществление доставки зависит не только от ситуации в городе, но и от бизнес-партнеров. Однако в компании убеждены, что бизнес, сотрудники и украинцы начинают привыкать к военной обстановке, поэтому со временем работать будет легче.