НБУ курс:

USD

41,53

--0,01

EUR

44,98

--0,02

Наличный курс:

USD

41,55

41,45

EUR

45,30

45,10

Остановит работу страны: бизнес выступил против нового законопроекта о мобилизации

Остановит работу страны: бизнес выступил против нового законопроекта о мобилизации
ВСУ. Фото: Житомирская ОВА

Европейская Бизнес Ассоциация (EБA) призвала Верховную Раду не принимать правительственный законопроект №10449 об усилении мобилизации без доработок из-за ряда противоречивых норм. Также бизнес-сообщество призвало продумать возможность дополнительного инструмента бронирования работников.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Об этом сообщает пресс-служба ЕБА.

Там отмечают, что работа экономики крайне важна как для страны, так и для приближения Победы Украины. Эта работа, собственно, напрямую связана с работой бизнеса в стране, который платит налоги, предоставляет рабочие места, платит заработные платы, донатит и т.д.  

"Безусловно, находясь уже который год в войне, поддержка и обеспечение военного фронта крайне необходимо. Однако, в контексте военного фронта и экономики нужен баланс. Ведь одно направление без другого все же не может существовать", - отмечают в ЕБА.

Там подчеркивают, что Украине нужен бизнес, нужны новые инвестиции. Украине необходима работающая экономика для Победы.

"Для понимания цифр, по данным Центрального межрегионального управления ГНС по работе с крупными налогоплательщиками, только за ноябрь и только крупный бизнес уплатил почти 27 млрд грн в госбюджет. Что демонстрирует важность бизнеса и для военного фронта, благодаря уплаченным налогам которого ВСУ обеспечиваются ресурсами", - подчеркивают в ЕБА.

Вопросы человеческого ресурса

Бизнес-сообщество отмечает, что особенно чувствительным для экономики и армии стал вопрос человеческого ресурса.  

В ЕБА напоминают, что 30 января этого года в ВРУ был повторно внесен Правительственный проект Закона №10449, которым предлагается усовершенствовать законодательство по мобилизации.

"Бизнес проанализировал его и многие нормы все же, к сожалению, вызывают вопросы. Ведь документ, фактически, является копией законопроекта №10378 относительно которого бизнес уже выражал свою обеспокоенность, в частности потому, что он содержал признаки нарушения Конституции Украины и мог иметь негативные последствия для экономики", - отмечают в ЕБА.  

Бизнес убежден, что ключевой задачей должно быть создание действительно работающих норм, сбалансированных, которые можно выполнить и которые не будут парализовать работы части страны.

Собственно, поэтому, по убеждению ЕБА, законопроект по мобилизации нельзя принимать, а нужно еще раз сознательно подойти к его доработке – чтобы не остановить работу страны и, в частности, ее экономики.

На границе водителям фур выдают повестки

Отдельно в ассоциации обращают внимание на ситуацию, которая приобрела серьезные обороты у границ.

"Правоохранительные органы и территориальные центры комплектования и социальной поддержки начали развертывать мобильные посты перед пунктами пропуска через государственную границу Украины. Сотрудники осуществляют проверки документов у водителей грузовых транспортных средств, осуществляющих перевозки через госграницу, а также выдачу повесток с приказом явиться в ТЦК и СП для уточнения учетных данных согласно Закону Украины. Это приводят к образованию дополнительных очередей на государственной границе, паники среди работников компании, которые уполномочены на осуществление соответствующих перевозок, ведь даже если водитель забронирован сейчас, перед перебронированием работник должен явиться в ТЦК для обновления информации и, по опыту о котором говорит бизнес, часто таких работников мобилизуют не дождавшись решения о продлении брони", - заявляют в ЕБА.

Так что ситуация на границах приводит к тому, что, с одной стороны, усложнилась логистика (и так в непростое время), с другой стороны, у работников возникает немало вопросов.

"Так что все-таки порядочность, законность и понятность в правилах и работе должны найти место. Потому что единственный эффект, который можно этим достичь - потеря доверия от международных заказчиков, расторжение контрактов, потеря заказов, увольнение работников, остановка производственной деятельности компаний в целом, а также уменьшение поступлений в государственный бюджет в части уплаты налогов и таможенных платежей", – констатируют в ЕБА.

Бронирование работников

И еще одним неотложным вопросом является бронирование работников для продолжения работы бизнеса. Так, по информации компаний-членов ЕБА, забронировать критически важных специалистов или экспертов в компании особенно сложно.

"При этом экономический сектор государства должен работать на полную для обеспечения потребностей государства и армии. Поэтому с целью формирования баланса для надлежащего функционирования экономики в стране важно дополнительно предусмотреть бронирование работников, которые не принадлежат к критически важным предприятиям, но в то же время активно работают и платят налоги в бюджет Украины", - подчеркнули в ЕБА.

Там добавили, что похожая идея об автоматическом бронировании не так давно озвучивалась представителями Правительства и преследовала цель введения автоматического бронирования работников (с ежемесячным продлением) учитывая определенные критерии, например: или определенный минимальный объем заработной платы, которую должно получать лицо; или уплату определенной суммы налога на доходы физических лиц ежемесячно; или другие критерии.

"Такая дополнительная опция к уже предусмотренным инструментам бронирования критических сотрудников позволит расширить категорию забронированного трудоспособного населения, что будет иметь положительный экономический эффект и позволит как сбалансировать экономическую ситуацию в стране, так и создать дополнительные поступления в бюджет на военные нужды страны", - убеждены в ЕБА.  

Там призывают продумать возможность дополнительного инструмента бронирования работников и обратить внимание на ситуацию, сложившуюся перед пунктами пропуска через государственную границу Украины.

Что еще не так с новым законопроектом о мобилизации

"Все мы в медиа можем читать ситуацию с вручением повесток в стране, порой кажется, что это может происходить и с некоторыми нарушениями. И здесь большим вопросом и предостережением является опция их вручения дистанционно", - подчеркивают в ЕБА.

Там добавляют, что другой вопрос наложения ограничений в судебном порядке.

"Так, во-первых, судебная система и так крайне перезагружена и если добавить в суды рассмотрение и этих дел, то вопросы скорости принятия судебных решений могут стать еще более серьезными. Во-вторых, сейчас страна требует большой работы в контексте налаживания работы с верховенством права – поэтому важно, чтобы и в таких делах верховенство права имело место и т.д.", - отмечают в ЕБА.

Поэтому ассоциация подготовила ряд предложений и комментариев к законопроекту – и вышеупомянутые, это только небольшая их часть. В ЕБА надеются, что они все же будут учтены законодателями.

Напомним, 30 января Кабинет министров Украины внес в Верховную Раду обновленную версию законопроекта о мобилизации №10449, который депутаты могут рассмотреть в период с 6 по 9 февраля. Но даже в случае успешного прохождения документа в парламенте ранее марта документ не вступит в силу.

Правительство внесло в Раду законопроект по мобилизации: подробности

Кабинет Министров Украины 30 января   зарегистрировал в Верховной Раде Украины   проект закона об изменениях в отдельных вопросах прохождения военной службы, мобилизации и военного учета.

Проектом закона предлагается:

  • усовершенствование процедуры военного учета призывников, военнообязанных и резервистов;
  • смена призывного возраста с 27 до 25 лет;
  • предоставление возможности военнослужащим, освобожденным из плена, отдохнуть и пройти восстановление путем предоставления им дополнительного отпуска с сохранением денежного довольствия продолжительностью 90 календарных дней;
  • исключение срочной военной службы как вида военной службы: всех военнослужащих срочной военной службы предлагают уволить в запас;
  • установление, не подлежащие призыву на военную службу во время мобилизации в течение двух лет со дня увольнения с военной службы военнообязанные, которые проходили военную службу во время действия правового режима военного положения и были уволены со службы в запас, такие лица в указанный период могут быть призваны на военную службу по их согласию;
  • исключение из перечня выводов военно-врачебных комиссий заключения об ограниченной пригодности к военной службе;
  • введение для граждан Украины базовой общевойсковой подготовки до 3 месяцев для всех граждан в возрасте от 18 до 25 лет при всех учебных заведениях;
  • введение базовой военной службы по желанию до 25 лет для тех, кто не прошел базовую общевойсковую подготовку;
  • установление ограничения прав граждан Украины, уклоняющихся от взятия на военный учет и прохождение военной службы;
  • привлечение к мерам рекрутинга на военную службу центров предоставления административных услуг, центров занятости и центров рекрутинга.

Согласно законопроекту   право на отсрочку   будут иметь:

  • лица, имеющие жену (супругу) из лиц с инвалидностью I или II группы и/или одного из своих родителей или родителей жены (супруга) из лиц с инвалидностью I или II группы при условии, что такие лица с инвалидностью избрали военнообязанного для осуществления за ними ухода;
  • люди, являющиеся опекунами лица с инвалидностью I или II группы, признанной судом недееспособной;
  • члены семьи первой степени родства лица с инвалидностью I группы, занятые постоянным уходом за лицом с инвалидностью I группы (не более одного члена семьи) при условии, что такие лица с инвалидностью избрали военнообязанного для осуществления за ними ухода;
  • члены семьи первой степени родства лица с инвалидностью II группы или лица, которое по заключению медико-социальной экспертной комиссии или врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения требует постоянного ухода, занятые постоянным уходом за такими лицами (не более одного члена семьи) е) при условии, что такие лица с инвалидностью избрали военнообязанного для осуществления за ними ухода;
  • женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также если ребенок нуждается в домашнем уходе продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста;
  • беременные женщины;
  • только действующие народные депутаты и депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, которые обучаются по дневной или дуальной формам получения образования и получают уровень образования, который выше ранее полученный по одной специальности (специальности);
  • докторанты, обучающиеся по дневной или дуальной форме получения образования;
  • научные и научно-педагогические работники учреждений высшего и профессионального высшего образования, научных учреждений и организаций, имеющих ученое звание и/или научную степень, и педагогические работники учреждений профессионального высшего образования, профессионального (профессионально-технического) образования, заведений общего среднего образования условия, которые они работают соответственно в учреждениях высшего или профессионального высшего образования, научных учреждениях и организациях, учреждениях профессионального (профессионально-технического) или общего среднего образования по основному месту работы на полную ставку;
  • не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации в течение двух лет со дня увольнения с военной службы военнообязанные, которые проходили военную службу во время действия правового режима военного положения и были уволены со службы в запас. Такие лица в указанный период могут быть призваны на военную службу по их согласию;
  • военнообязанные из граждан, которые проходили военную службу и были уволены со службы в запас в связи с освобождением из плена. Такие лица могут быть призваны на военную службу по их согласию;
  • не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации в течение шести месяцев военнообязанные из граждан, которые были уволены со срочной военной службы во время действия военного положения;
  • право на отсрочку от призыва не имеют государственных служащих, работников Бюро экономической безопасности Украины, Государственной исполнительной службы Украины и прокуратуры.