Эксперты сомневаются в повторении топливного кризиса в Украине из-за обстрелов Дунайских портов

Будет ли новый товливный кризис из-за обстрела портов
Фото: Администрация морских портов Украины

Эксперты считают, что систематически осуществляющие российские военные обстрелы портовой инфраструктуры Дуная не приведут к дефициту горючего, однако это существенно усложняет часть поставок горючего в Украину. Об этом говорится в статье “ Дунайский коридор. Как обстрелы портовой инфраструктуры могут изменить ситуацию на рынке топлива, опубликованной на Delo.ua.

Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

В частности, аналитик компании DiXi Group Андрей Урста, ссылаясь на отчет Дунайской комиссии "Market observation for Danube navigation, results in 2022", говорит, что общий грузооборот через канал Сулина в 2022 году вырос вдвое с 5,1 млн тонн до 10,7 млн тонн. Через этот канал грузы попадают в дунайские порты "Джурджулешты" (Молдова) и "Галац" (Румыния), откуда могут попасть в Украину. В то же время эксперт отмечает, что атаки на украинские Дунайские порты вряд ли смогут обессилить поставки горючего в Украину, поскольку такие поставки осуществляются через Румынию и Молдову.

Однако российские атаки однозначно влияют на восприятие рисков отражающимися перевозчиками и на фрахтовых ставках. По мнению эксперта, сейчас сложно оценивать вызовы, которые предстанут перед украинскими трейдерами в случае необходимости замещения поступающего Дунаем топлива. Однако объем замещения будет точно меньше, чем тот, который был весной 2022 года, когда нужно было заместить поставки из России и Беларуси, а также поставки по морю.

Основатель группы компаний "Прайм" Дмитрий Леушкин говорит, что поставки топлива по Дунаю составляют до 30% от общего объема поставок. В этом случае за невозможность поставок по этому каналу в стране будет дефицит. Однако Леушкин отмечает, что в условиях обстрелов трейдеры научились поставлять топливо по Дунаю без портовой инфраструктуры, перегружая его с кораблей на бензовозы.

Аналитик профильного издания "Нафторинок" Александр Сиренко говорит, что объемы поставок разными каналами колеблются. Так в условиях обстрелов Дунайских портов растет доля поставок топлива по железной дороге. По мнению эксперта перекрыть поставки горючего в Украину можно только перекрыв границы Украины с Румынией и Польшей, что невозможно.

Россия обстреливает украинские порты с середины лета

Дунайские порты стали одним из основных логистических каналов Украины сразу же после блокады морских портов. В 2022 году Дунайские порты использовались экспортерами зерна, железной руды и металлопродукции, а также импортерами горючего.

После выхода России из "зернового соглашения" в июле 2023 года, российские военные начали систематически обстреливать порты Большой Одессы и Дуная. Всего за два месяца массированных обстрелов кафиры уничтожили более 100 объектов портовой инфраструктуры. Под обстрелы попали крупнейшие Дунайские терминалы в Рени и Измаиле .

Вероятнее всего, атаки россиян преследуют цель усложнить вывоз из Украины зерна, однако обстрелы Дунайской инфраструктуры вызвали беспокойство и на рынке горючего.

Напомним, 25 сентября в очередной раз атаковали юг Украины. В результате обстрелов Морской вокзал в Одессе получил существенные повреждения. Кроме этого ракетами "Оникс" были уничтожены зернохранилища.