НБУ курс:

USD

41,08

--0,11

EUR

45,05

--0,50

Наличный курс:

USD

40,90

40,80

EUR

45,40

45,10

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Какой будет зима для украинского топливного рынка и как обстрелы энергетической инфраструктуры могут повлиять на спрос на топливо

Какой будет зима для украинского топливного рынка и как обстрелы энергетической инфраструктуры могут повлиять на спрос на топливо

После дефицитной весны и довольно бурного лета рынок горючего в Украине вступает в зимний сезон, характерный низким спросом на горючее. К весне в бизнесе останутся далеко не все из игроков рынка, которые зашли на него в период дефицита. Однако обстрелы инфраструктуры могут повысить спрос на бензин и дизтопливо в качестве топлива для генераторов.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Топливный кризис, начавшийся в Украине после полномасштабного российского вторжения и ракетные удары по украинским нефтебазам, существенно трансформировал украинский рынок горючего. Отмена государственного регулирования стимулировала рост цен и маржи для импортеров, что обусловило приток в этот вид бизнеса многих новых игроков. Летом те, кто мог позволить себе бензовоз, начали завозить и импортировать и продавать горючее в Украине – если до полномасштабной войны в стране было только 60 импортеров горючего, то после топливного кризиса их стало уже 300.

Стремительный рост игроков на рынке обусловил и рост конкуренции. Это привело к снижению цен на топливо, которое усилилось и снижением цен на нефть. После стабилизации ситуации на рынке горючего Правительство решило вернуть акцизы на горючее, чтобы иметь возможность финансировать дорожный фонд. Хотя попытки вернуть акциз были еще в августе, парламенту удалось проголосовать за этот закон только в конце сентября .

Итак, в сентябре ожидая введения акциза импортеры завезли в страну импортеры завезли в страну большой объем дешевого горючего, что позволило большим сетям АЗС сдерживать цены на стелах довольно длительное время, тогда как в опте цена на горючее росла вслед за нефтяными котировками и ростом горючего. в Европейском союзе. В общем, это существенно сократило маржу новым игрокам и привело к тому, что новые трейдеры, зашедшие в топливный бизнес летом начинают думать о выходе из него. Зимой, когда на топливном рынке традиционно сезон затишь ситуация, а спрос на топливо минимальный новые игроки могут уйти из этого бизнеса, а уже весной их долю на рынке займут профессиональные трейдеры, давно в этом бизнесе.

При этом в условиях обстрелов энергетической инфраструктуры и регулярных отключений электроэнергии в Украине со стороны бизнеса стремительно растет спрос на генераторы. Конечно потребление одним генератором является небольшим, электроэнергия от него в три раза дороже электроэнергии из сети, и позволить себе купить генератор может далеко не каждый. Однако если обстрелы энергетической инфраструктуры, а также аварийные и стабилизационные отключения электроэнергии не прекратятся, спрос на генераторы и на горючее из них будет только расти.

Количество игроков на рынке может сократиться

По словам аналитика профильного издания "НефтеРынок" Александра Сиренко после полномасштабного вторжения рынок горючего переформатировался и на нем появилось много новых игроков. Однако мелкие игроки небольшую долю рынка. Они везут горючее автонормами и не вкладывают в развитие инфраструктуры.

Сиренко говорит, что рынок из-за войны горючего существенно сократился, а из-за обстрелов инфраструктуры сети АЗС будут экономить на дополнительных сервисах. Зимой, когда продажи на АЗС традиционно невысокие, спрос на топливо может сократиться еще больше, так что многие мелкие АЗС и оптовые трейдеры могут прекратить деятельность.

Кроме того, по словам эксперта, определенную нестабильность в розничный рынок горючего может внести национализация "Укрнафты", которая имеет в своем подчинении 500 АЗС.

"В некоторых районах эти АЗС чуть ли не единственные нормальные АЗС. А сейчас в связи с национализацией там сложилась ситуация, когда на этих АЗС может закончиться горючее", - говорит эксперт.

Он отмечает, что, несмотря на окончание кампании сбора урожая и падения спроса со стороны промышленных потребителей, на рынке сейчас сохраняется достаточно высокая маржа.

"Тонна дизельного горючего в Европе сейчас стоит тысячу долларов, на границе литр горючего будет стоить около 30 гривен. Если добавить НДС и акциз выйдет 35,5 гривен за литр. В среднем оптовик с учетом логистики завозит горючее за 40 гривен за литр, цена в опте 45-46 грн/л, а розничная цена 55 грн/л, поэтому для оптовиков маржа составляет 5 грн/л, а для АЗС около 10 грн/л, а для крупных сетей АЗС, которые являются одновременно и импортерами, маржа может составлять до 15 грн/л", - говорит Сиренко.

Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн говорит, что рынок стабилизировался, а маржа игроков рынка существенно снизилась.

"Расчеты показывают, что начиная с октября розничная наценка на литре горючего в среднем по корзине нефтепродуктов упала до уровня, устанавливаемого механизмом государственного регулирования, который был отменен в мае этого года и в основном позволил преодолеть кризис", - говорит Куюн.

По его словам, летний период действительно характеризовался высокими наценками, но они были нужны для построения новой конфигурации рынка, системы его обеспечения.

"Например, флот бензовозов в этом году увеличился в три раза. Украинские трейдеры приобрели и арендовали заграницей танкеры, нефтебазы, железнодорожные цистерны. Сейчас рынок имеет достаточно горючего и новую систему обеспечения - более гибкую, надежную и безопасную. Одновременно имеем и возврат наценок к нормативному". даже меньше", – отмечает эксперт.

По словам Куюна, розничные цены сейчас у крупных операторов АЗС стабильны из-за высоких запасов горючего, которые были завезены в акциз, но скоро цены на бензин и дизель пойдут вверх. Также эксперт считает, что из-за снижения сезонного потребления количество игроков на рынке сократится, потому что новые игроки уйдут из этого бизнеса. Однако к новому сезону все структурируется, и их место займут профессиональные трейдеры.

Зимой может увеличиться потребление топлива генераторами.

Сиренко говорит, что уже в ноябре на топливном рынке появились новые направления потребления – это генераторы и автогаз в баллонах. Сжиженный газ начали покупать в баллонах после обстрелов энергетической инфраструктуры.

"В основном баллоны покупают жители мегаполисов типа Киева, которые к аварийным отключениям готовили на электроплитах, а сейчас для приготовления пищи используют сжиженный газ. Кроме того, автогаз активно используют в прифронтовых и деоккупированных районах, где нормального газоснабжения нет", - говорит Сиренко.

Что касается генераторов, то наибольшим спросом пользуются бензиновые генераторы небольшой мощности, которые значительно дешевле аналогичных дизельных. Потребление одного бензинового генератора, который может питать аптеку или холодильники в магазине около литра в час, на АЗС это не более чем заправка в канистру. Хотя в масштабах всей страны такой объем горючего может быть достаточно значительным.

Однако Куюн сомневается, что из-за увеличения потребления горючего путем активного использования генераторов в Украине могут возникнуть проблемы с поставкой нефтепродуктов.

"С ноября по март на топливном рынке продолжается так называемый мертвый сезон, когда потребление горючего всех марок минимально. И хотя оценить объемы потребления горючего генераторами сложно, вряд ли оно может быть сопоставимо с промышленным сезонным потреблением в летние месяцы", - отмечает эксперт.

По его словам, главным залогом стабильной и достаточной поставки горючего является новая система нефтепродуктообеспечения, которая была построена в результате разрушения врагом довоенной системы поставки горючего. В настоящее время весь объем импорта горючего поступает через западную границу. Принципиально новая и транспортная структура поставок, в частности до 40% импортируется автомобильным транспортом, хотя «автомобильного» импорта почти не было. В текущих условиях такая система более диверсифицированная, гибкая и безопасная.

Первое тестирование этой системы прошло с августа по октябрь во время сезонного пика потребления горючего. Этот период рынок прошел в языках профицита всех марок моторных топлив. Кроме этого, есть потенциал увеличения поставок в случае необходимости.