НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,55

41,48

EUR

45,25

45,00

Когда кончатся нефтедоллары. Почему мобилизация плохо для бюджета России, а ограничение цены на нефть может стать решающим в этой войне

Когда кончатся нефтедоллары. Почему мобилизация плохо для бюджета России, а ограничение цены на нефть может стать решающим в этой войне

Способность России вести войну зависит не только от возможности мобилизовать население. Уже с начала следующего года Россия может потерять значительную часть своих нефтяных доходов, которые не только позволяют стране-агрессору вести военную кампанию в Украине, но и в значительной степени формируют бюджет и обеспечивают устойчивость путинского режима.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

21 сентября Путин объявил о проведении частичной мобилизации на территории РФ, а также о проведении референдумов на оккупированных территориях. Кремль планирует за короткий срок поставить под ружье 300 тысяч мобилизованных резервистов, то есть столько, сколько воюет на территории Украины сейчас. Не менее важно заявление – намерение приравнять мобилизованных, добровольцев и боевиков непризнанных республик к контрактникам. Для российского бюджета группировка в 300 тысяч военных на передовой по ценам июля будет означать дополнительные расходы более 1 млрд долларов в месяц только на зарплаты мобилизованным, без затрат на их питание, оснащение и логистику.

Однако война и так обходится очень дорого российскому бюджету и способность страны-агрессора продолжать финансировать военную кампанию может стать решающим фактором в этой войне. Россияне, оказавшись в изоляции, продолжают оружием из старых запасов ( которые у них достаточно значительны ) и финансируют свою военную кампанию главным образом в результате продажи углеводородов, которые являются основой для наполнения российского бюджета. Планируя военную кампанию Путин, казалось бы, удачно подобрал время, когда все считали, что мировая экономика стоит на пороге сырьевого суперцикла , когда цены на энергоресурсы будут расти.

Однако оказавшись в изоляции, российская нефтегазовая отрасль начала терять. премиальные для себя рынки наиболее развитых экономик в мире, которые вряд ли можно будет заменить путем поставок в Азию. Санкции ЕС по эмбарго на российскую нефть должны вступить в силу с 1 января, альтернативой может стать ограничение цены на Urals. В обоих случаях это ослабит способность россиян вести военную кампанию и будет толкать Кремль к скорейшему завершению войны.

Нефть и газ как основа российского бюджета

Еще со времен СССР нефтегазовые доходы являлись основой российского бюджета. После распада советской империи зависимость Москвы от экспорта нефти и газа только росла. Поэтому можно предположить, что принимая решение о начале полномасштабного вторжения в Украину Путин и его окружение должны были учитывать и прогнозные цены на углеводороды.

На 2022 год россияне ожидают , что нефтегазовые доходы обеспечат более 40% поступлений в российский бюджет. Здесь следует прояснить, что этот термин не описывает зависимость российского бюджета от углеводородов в достаточной степени. Российский минфин публикует нефтегазовые доходы с 2006 года и традиционно включает в них поступления от налога на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (это дополнительный налог на нефтяную в случае, если мировая цена на нефть марки Urals превышает 4 баррель), а также акциз от нефтяного сырья, которое было отправлено на переработку).

Однако сами же россияне считают , что это не совсем корректно, поскольку эти "нефтегазовые доходы" не учитывают корпоративные налоги нефтегазовых гигантов (лидерство в налоговых отчислениях в бюджет РФ вот уже 20 лет занимают нефтегазовые гиганты), НДС, дивиденды от государственных компаний (две трети дивидендов в бюджет РФ поступают именно от компаний, работающих в нефтегазовой сфере). Поэтому общая зависимость российского бюджета от нефтегазовой отрасли может быть значительно выше 40%, с учетом всех показателей общая зависимость бюджета РФ от углеводородов может составить более 50%, то есть половина более половины всех доходов российского бюджета зависит от возможности добывать, перерабатывать и продавать нефть газ и продукты их переработки

Если взглянуть на структуру расходов российского бюджета ( на 2022-2024 годы ), то главными из запланированных расходов являются расходы на социальную политику (26,4%), национальную экономику (15,7%), национальную оборону (14,5%), национальную безопасность (11,5%) и государственные вопросы (6,9%). В целом расходы по этим пяти статьям составляют более 75% расходов в бюджет. Прибыль от продажи нефти, газа и их продукции идет на финансирование всех этих расходов и финансирование пенсий или зарплаты силовиков не менее важна для Кремля, чем финансирование войны, на которую нынешний российский режим пошел в первую очередь для усиления собственной легитимности внутри страны.

Печь для нефтедолларов

В общей сложности финансирование Кремлем полномасштабной войны в Украине за полгода оценивают в 100 млрд долларов , тогда как доходы от продажи нефти и газа оцениваются в 158 млрд долларов. Российский бюджет в пересчете на доллары составляет около 417 млрд долларов, то есть за шесть месяцев войны Кремль потратил на войну половину своего годового бюджета.

По словам военного эксперта информационно-консалтинговой компании Defense Express Ивана Киричевского, летом россияне увеличили оборонные расходы с плановых 14 до 20%. При этом Кремль до сих пор не свернул свое военное присутствие в Сирии. По его мнению, после оглашения мобилизации средства на ее проведение Кремль может взять за счет оборонки.

Еще летом россияне планировали увеличить государственный оборонный заказ на 25% от общей суммы (около 600-700 млн рублей). Это могло бы дать определенный эффект посредством восстановления техники и вооружения. Но сейчас эти средства, похоже, будут потрачены на мобилизованных”, - говорит эксперт.

После объявления мобилизации затраты Кремля на войну возрастут. В своем выступлении 21 сентября Путин заявил, что мобилизованных, добровольцев и боевиков ЛДНР по правовому статусу, материальному обеспечению и социальным гарантиям приравняют к кадровым российским военным.

По данным ISW, зарплата российского солдата на войне в Украине стартовала от 3 тысяч долларов. Зарплатные офицеров выше и стартуют с 5 тысяч долларов . В зависимости от военной специальности и участия в боевых действиях оккупантам также начисляются бонусы. Если эти заявления будут выполнены, то только на зарплате мобилизованных российский бюджет будет тратить около 1 млрд долларов в месяц. Это без учета других расходов на содержание такого числа военных, например продовольствия, горючего и логистики.

После санкций

Санкции уже сказались на импорте высокотехнологичной продукции , что в сочетании с существующими проблемами российской промышленности, такими как дефицит кадров , сделало перевооружение российской армии почти невозможным, и в будущем может стать узким горлом для дальнейших военных кампаний Москвы.

Также из-за санкций и выхода России с европейского газового рынка нефтегазовые доходы Кремля уже в августе упали до самого низкого уровня по сравнению с июнем 2021 года. Ограничение цен на нефть в коридоре 40-60 долларов за баррель (сейчас цена российской нефти марки Urals составляет 70 долларов за баррель ) нанесет удар по российской казне. Хотя Путин и заявил, что не будет продавать нефть тем, кто введет рекомендованное Большой семеркой ограничение, такой шаг может существенно сузить круг покупателей для нефти Urals. Это заставит россиян из-за изоляции торгующих нефтью со значительной скидкой демпинговать еще больше. По данным западных СМИ, россияне уже предлагают свою нефть со скидками в 30% покупателям в Азии.

Крупные покупатели российской нефти в Азии как Китай или Индия могут согласиться на введение ценовых коридоров из-за желания покупать российскую нефть с большими скидками, а также из-за нежелания попасть под санкции западных стран. К тому же, такие страны как Индия или Индонезия не имеют мощностей для переработки такого количества нефти как страны ЕС или США, поэтому даже при условии частичного сохранения поставок в Азию Россия все равно не сможет заместить потери от европейского рынка, куда даже после начала войны в Украине. еще шесть месяцев поставляла почти половину своих нефти на газ и уголь.

В сочетании с рецессией в Еврозоне , которая может ослабить спрос на энергоресурсы и обвалить цены на нефть и газ во всем мире, санкции существенно сократят доходы России от экспорта углеводородов. Для примера в Иране после санкции экспорт сырой нефти упал на 50% , а для в Венесуэле на две трети .

Подобное падение станет катастрофой для кремлевского режима, поскольку из-за сокращения российский минфин будет вынужден сокращать финансирование военной кампании и идти на секвестр других бюджетных расходов, таких как финансирование программ по импортозамещению, урезание пенсий или сокращение аппарата национальной безопасности. В любом случае после потери доходов от углеводородов продолжение войны в Украине станет слишком дорогим для Москвы.