НБУ курс:

USD

41,35

--0,10

EUR

46,15

--0,09

Наличный курс:

USD

41,73

41,67

EUR

46,62

46,50

Госаудит подтвердил махинации с деньгами на строительство метро на Виноградаре, из-за чего оно подорожало в 2,3 раза

метро на Виноградарь
Фото: пресс-служба мэрии Киева

Специалисты Государственной аудиторской службы в результате аудита финансовой деятельности коммунального предприятия "Киевский метрополитен" пришли к выводу, что ситуация с недостройкой участка "зеленой" линии до жилого массива Виноградарь стала результатом бизнес-схем недобросовесткого подрядчика в лице компании "Киевметрострой" и бездействия столичных властей.

Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Как в сообщении ведомства, аудиторы установили, что "Киевметрострой", получивший в 2018-2019 годах из бюджета авансовые платежи в размере 2,59 миллиарда гривен, использовал эти деньги не по назначению и не освоил в сроки, определенные договором.

Госаудитслужба напоминает, что вместо того, чтобы продолжать строительство Сырецко-Печерской линии, подрядчик разместил часть перечисленных от метрополитена средств на депозитах. В частности, в 2019 году "Киевметрострой" положил 1,7 миллиарда гривен на счета в Укргазбанке.

Кроме того, в течение 2018-2019 годов бюджетные средства направлялись на оплату различных аудиторских, юридических, консультационных услуг, страхование финансовых рисков, предоставление беспроцентной возвратной финансовой помощи другому юридическому лицу.

При этом на строительство метро деньги почти не шли, что не помешало "Киевскому метрополитену" в декабре 2019 года перечислить подрядчику дополнительно еще 1,41 миллиарда гривен. Впрочем, освоено из них было всего 44,1 миллиона. В результате почти 4 миллиарда гривен превратились в просроченную задолженность.

В ведомстве указывают, что в результате описанной ситуации возобновление строительства обойдется бюджету уже более чем вдвое дороже, поскольку по результатам пересчета показателей стоимости работ смета за шесть последних лет (с 2018 по 2024 год) увеличилась на почти 8 миллиардов гривен. Также следует учесть и дополнительные расходы на корректировку проекта строительства, которая обойдется бюджету еще в 69,4 миллиона гривен.

Хроника скандала с (не)строительством метро на Виноградаре

Напомним, что в ноябре 2018 года столичное метро по результатам тендера заключило договор с "Киевметростроем" на 5,98 миллиарда гривен на строительство продолжения Сырецко-Печерской линии метро на жилмассив Виноградарь с электродепо, двумя станциями ("Мостицкая" и "Проспект Правды") и участком вилочного ответвления в сторону станции "Виноградарь" (I очередь строительства). Проект должен был быть реализован до сентября 2021 года, однако этого не произошло.

Чуть больше года спустя, в декабре 2019 года, акционеры "Киевметростроя" решили досрочно сменить наблюдательный совет компании. После этого в январе 2020 года новым председателем набсовета было объявлено, что сроки завершения строительных работ переносятся на год.

Тогда же Печерский районный суд Киева наложил арест на счета "Киевметростроя" и его подразделений: оказалось, что правоохранители расследуют дело о вероятном мошенническом завладении бюджетными деньгами должностными лицами компании.

В феврале 2020 года по делу об этой схеме в подразделениях "Киевметростроя" и отделениях государственного Укргазбанка прошли обыски, в частности, заявлялось о безосновательном размещении на депозитных счетах 1,7 миллиарда гривен, выделенных на строительство метро на Виноградарь.

При этом мэр Киева Виталий Кличко даже в декабре 2020 года продолжал уверять, что две новые станции на "зеленой" линии метро откроют до конца 2021 года, а также в июне 2021 года обещал своевременное открытие хотя бы одной из станций нового участка.

В конце октября того же года Кличко сообщил, что Хозяйственный суд Киева разрешил "Киевметрострою" продолжить завершение строительства метро на Виноградаре до конца 2022 года.

В декабре 2022 года было сообщено, что полиция выявила факт вероятного завладения   и легализации 530 миллионов гривен бюджетных средств, выделенных для строительства метро на Виноградарь. 22 декабря полицейские провели около 30 обысков по адресам фигурантов. В феврале уже 2023 года было сообщено о   возобновлении строительных работ, которые, однако, до сих пор остаются не завершенными.

В октябре же в Киеве было проведено еще 14 обысков по делу о растрате средств, выделенных на строительство метро на Виноградарь, в том числе в помещениях "Киевметростроя", подрядных организациях, экспертном учреждении, а также в помещениях причастных лиц.

В конце концов в декабре "Киевский метрополитен" расторг договор с "Киевметростроем" из-за срыва сроков строительства. Победителем на новом тендере в июле этого года стала компания "Автострада". В августе метро заключило с ней договор на строительство метро на Виноградарь стоимостью уже 13,78 миллиарда гривен, то есть в 2,3 раза больше прошлой сметы. Срок выполнения работ должен составить 2,5 года.