- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
- Переключить язык
- Читати українською
Авиакомпании ждут обещанной правительством отмены НДС на рейсы по Украине: подешевеют ли авиабилеты?
Правительство вновь пообещало избавить украинские авиакомпании от выплаты НДС на внутренних рейсах, что должно уменьшить стоимость авиабилетов. Однако если четыре года назад речь шла об отмене НДС, то сегодня только о снижении. Впрочем, даже эту налоговую уступку власти в итоге решили не делать. Рассказываем почему.
В конце 2021 года правительство вновь вышло на диалог с авиаперевозчиками, выполняющими рейсы по Украине, с тем чтобы отменить для них НДС. Из-за налога авиабилеты на внутренние рейсы часто были дороже международных, ведь на них НДС не начисляют. Поэтому снижение или даже отмена НДС на внутренних рейсах — обычная практика большинства европейских стран.
Украинские министры инфраструктуры, начиная с Бориса Колесникова, неоднократно заявляли о том, что они не против отменить НДС на внутренних рейсах и даже обещали сделать это. По их мнению, эта мера будет способствовать оживлению рынка внутренних авиаперевозок, который у нас сегодня скорее мертв, чем жив. Оживить за счет снижения стоимости билетов на 20%. Но за 10 лет дальше обещаний дело так и не сдвинулось.
Ноябрьская встреча шести украинских авиаперевозчиков, которые выполняют рейсы по стране, с представителями Кабмина вновь дала авиакомпаниям надежду. Притом что власти пообещали не отменить НДС, а снизить до 7%. Но соответствующий законопроект в Верховной Раде 27 января в очередной раз с треском провалили. Рассказываем, на сколько могли бы подешеветь авиабилеты по Украине из-за уменьшения НДС и когда это наконец может произойти.
Дешевые авиабилеты из Киева по Украине: почему для них важно отменить/снизить НДС
В большинстве европейских стран НДС на внутренние рейсы снизили или и вовсе отменили уже давно, вскоре после введения безвизового режима. Дело в том, что в Европе очень много региональных аэропортов. Пассажиры обнаружили, что купить билет внутри страны с учетом НДС дороже, чем, скажем, в пограничный город другой страны и оттуда уже добраться до точки назначения на авто.
В Украине ситуация аналогичная, за исключением того, что большого количества региональных аэропортов у нас нет, поэтому украинцам дешевле летать за границу. Ведь международный рейс для авиакомпании означает экспорт услуги, что позволяет возмещать НДС.
"Но внутри страны НДС есть, а значит, внутренние рейсы дороже, чем в аэропорту страны, расположенного вблизи от ее границы с нами. Это создает неравные условия на фоне общего авиационного рынка с ЕС", — добавляет Долинце.
С этим согласен генеральный директор авиакомпании Bees Airline Евгений Хайнацкий. В интервью Delo.ua он рассказал, что билет на рейс, например, Киев — Бургас (Болгария), сегодня дешевле, чем на рейсе Киев — Одесса. Хотя в Бургас лететь дальше.
Как власти обещают отменить НДС и не выполняют обещание
Впервые о том, чтобы отменить для авиакомпаний, летающих по Украине, НДС заговорил еще Борис Колесников, который возглавлял Министерство инфраструктуры в правительстве Виктора Януковича в 2012 году. Но не сложилось.
В 2018 году новый министр инфраструктуры Владимир Омелян снова заговорил об этой мере и даже сообщил, что в Кабмине совместно с народными депутатами уже прорабатывают возможность отмены 20% налога на добавленную стоимость для авиарейсов внутри страны. Но снова не получилось.
Следующий министр инфраструктуры Владислав Криклий заговорил о необходимости этой меры на заре своей политической карьеры — в 2019 году. Он рассчитывал, что соответствующий законопроект №2425 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно содействия развитию рынка внутренних перевозок авиационным транспортом" Верховная Рада рассмотрит до конца того же года. Но не сложилось.
В марте 2021 года Криклий снова заговорил о целесообразности введения нулевой ставки на внутренних рейсах. Но через два месяца его отправили в отставку.
Нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков также неоднократно заявлял, что НДС на внутренних рейсах будут менять. Премьер-министр Денис Шмыгаль даже поручил разработать соответствующий законопроект, который поможет восстановиться всему авиарынку.
Впрочем, уже в конце прошлого года, 25 ноября, на форуме "Большое строительство. Авиация и туризм" Кубраков сообщил, что теперь речь идет не об отмене НДС, а о его снижении. И не навсегда, а до конца 2024 года.
"По предложению нашего авиационного комитета идет обработка снижения ставки НДС для внутренних рейсов. Компромиссным вариантом является установление ставки НДС на уровне 7%", — объяснял тогда глава МИУ.
По словам Евгения Хайнацкого, накануне этого правительство действительно вышло на диалог с перевозчиками по поводу НДС. Тогда в Кабмине состоялась встреча с шестью украинскими перевозчиками, которые выполняют внутренние рейсы.
"Там мы пришли к консенсусу по уменьшению ставки НДС. Я верю правительству, поэтому надеюсь, что соответствующий законопроект примут. Но остается вопрос, какую ставку определили. 7%? Окей, мы подстроимся под это. Но если сегодня 7%, а завтра 12%, мы не подстроимся", — рассказал Хайнацкий в интервью Delo.ua.
Как провалили последнее голосование за снижение НДС для авиаперевозок по Украине
27 января в Верховной Раде действительно голосовали за снижение ставки НДС для авиакомпаний. Правда, она была прописана не отдельным законопроектом, а поправкой к уже существующему, никак не связанному с авиаперевозками и транспортом вообще — №5719 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о зачислении акцизного налога от реализации субъектами хозяйствования розничной торговли табачных изделий".
После доработки для голосования во втором чтении в нем появилась неожиданная поправка: "Временно, до 31 декабря 2024 года, операции по предоставлению услуг воздушного транспорта по внутренней перевозке пассажиров и багажа облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 7%".
Точно такая же поправка появилась и в другом законопроекте, который должны были голосовать в тот же день — №5090 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно урегулирования бюджетных отношений при реализации договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, в том числе концессионных договоров". Впрочем, там прописали и сроки вступления поправки в силу — с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования закона №5090.
За полчаса до окончания заседания депутаты голосовали за поправки, предложенные к законопроекту №5719. И поправку 109 отклонили.
Железняк объяснил: с одной стороны, поправка не имеет ничего общего с законопроектом №5719, с другой — украинские авиаперевозчики находятся не в таком плачевном положении, чтобы получать какие-либо налоговые льготы.
За следующий законопроект, в котором было прописано снижение НДС до 7%, 27 января проголосовать не успели — Верховная Рада ушла на карантин до 15 февраля. Поэтому теперь надежды авиаперевозчиков связаны с новой датой.
Почему снижение НДС до 7% почти не скажется на стоимости авиабилетов по Украине
По словам Евгения Хайнацкого, снижение НДС на внутренних рейсах — дело важное и нужное. Однако утверждать, что это приведет к снижению стоимости авиабилетов на рейсы по Украине, нельзя.
Он добавляет, что и тут есть вопросы: будет ли авиакомпания выполнять внутриукраинские рейсы по каким-то фиксированным ценам или это будут скидки в каждом аэропорту за обслуживание?
"Вылетая, например, из "Борисполя" на любом международном маршруте $19 за каждого пассажира мы отдаем государству или аэропорту. Если мы вылетаем по Украине, это $5. Но если авиакомпании освобождаются от оплаты за внутренние рейсы по каким-то из статей, например, из $5 государство дает скидку $3, остальное мы все равно платим. Это значит, что себестоимость билета будет на $3 дешевле. То есть авиакомпания будет продавать билеты не по 620 гривен, а по 580 или 560", — поясняет гендиректор Bees Airline.
Эксперт по авиации и инфраструктуре Кирилл Новиков объясняет: если бы НДС отменили, то стоимость авиабилетов по Украине могла бы снизиться максимум на 10%, поскольку в данном случае нет прямой зависимости от себестоимости.
“От базовой стоимости билета отнимают 20%, а на разницу налог уже не влияет. Поэтому фактическая стоимость билета уменьшилась бы примерно на 10%”, — допускает Новиков.
Он добавляет, что с учетом реальной нынешней стоимости билетов по Украине разница для пассажира не будет особо ощутимой. Например, если покупать билет по Украине за неделю до вылета на рейс протяженностью 500-600 км, придется заплатить от 1600 до 3000 гривен. Снижение стоимости на 10% будет означать, что билет будет стоить минимум 1440 гривен.
По словам Богдана Долинце, если исходить из текста поправки, за которую голосовали 27 января, снижение НДС касается исключительно услуг по перевозке пассажиров и багажа. Другими словами, снижение будет распространяться не на всю цепочку добавленной стоимости, а только на ту ее часть, которую генерирует авиа- или хендлинговая компания, оказывающая услуги по обслуживания багажа.
Впрочем, если снижение НДС на пассажире будет неощутимым, то на бизнесе авиакомпаний наоборот. Ведь выплата НДС — существенная часть их расходов как до пандемии, так и особенно во время нее.
“Фактически это то, о чем просили авиакомпании с начала пандемии — о господдержке. И два года правительство думало, как именно можно помочь. Ведь если европейские перевозчики получили прямые дотации, то украинским даже НДС не могли отменить, что стало бы косвенной господдержкой”, — объясняет Новиков.
Кроме того, чтобы авиабилеты по Украине стали действительно дешевыми, одного снижения или даже отмены НДС недостаточно. Важный фактор для этого — акциз на топливо. Если его не отменить, ни о каком ощутимом снижении стоимости авиаперевозок по Украине говорить не приходится. Поэтому, по мнению Кирилла Новикова, логичным продолжением возможного снижения ставки НДС для авиаперевозчиков станет как раз отмена или снижение акциза на авиационное топливо.
Почему снижение НДС сейчас стало снова актуальным
По словам Кирилла Новикова, предыдущая глава комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина была категорически против любых изменений в Налоговый кодекс, в том числе и против отмены НДС, ведь она сулит прямые потери доходной части бюджета.
"Кроме того, в ведомстве понимали, что если отменить или уменьшить НДС для авиаперевозчиков, то и другие виды транспорта, где этот налог имеет место быть, скорее всего тоже будут требовать его отмены", — объясняет Кирилл Новиков.
В то же время Украина в своей авиационной политике сегодня основывается на практике ЕС, ведь она присоединилась к соглашению об "открытом небе". Поэтому Новиков не исключает, что активизация многолетних переговоров по отмене/снижению НДС связана с тем, что для реальной имплементации этого соглашения наша страна должна иметь соответствующее внутреннее законодательство.
С этим согласен и Богдан Долинце. По его словам, сейчас в Украину активно заходят европейские лоукостеры, которые требуют для себя таких же условий, как в ЕС. В том числе и сниженного НДС.
И добавляет, что европейские авиаперевозчики по сниженной ставке НДС на внутренних рейсах работают уже давно. Некоторые страны уже 20-25 лет. И если сегодня посмотреть на размер европейских ставок, окажется, что 7% — как раз то число, которое не противоречит существующему соглашению об ассоциации с ЕС в части господдержки.
“В некоторых странах ставка ниже 7%. Но это как правило те, у которых такая ставка была еще до ассоциации с ЕС. Они имеют право ее сохранить. У большинства стран, которые входят в ассоциацию с ЕС, минимальная ставка как раз 7%. И только по некоторым категориям товаров она может составлять 5%. А значит, у Украины в будущем тоже есть перспектива снижения до этой отметки”, — считает Долинце.
По мнению эксперта, если исходить из того, что снизить НДС правительство предлагает до конца 2024 года, после эффективность этой меры будут пересматривать. Если окажется, что снижение НДС пошло на пользу и рынку, и бюджету, ставку НДС могут сохранить на уровне 7% или даже снизить до 5%. Однако пока об этом говорить все равно рано, ведь последнее голосование по этому поводу в Верховной Раде по традиции провалили.