Посадок нет, но есть скандалы: почему Венедиктова до сих пор остается генпрокурором

Генеральный прокурор Ирина Венедиктова. Фото: Офис генпрокурора
Генеральный прокурор Ирина Венедиктова. Фото: Офис генпрокурора
В своих отчетах глава Генпрокуратуры рапортует об увеличении раскрытия коррупционных нарушений, однако крупных посадок, которые так уверенно обещал президент, пока нет, хотя все испытательные сроки уже давно позади

В марте 2021 года исполнится ровно год, как юриста Ирину Венедиктову назначили генеральным прокурором. Ее предшественника Руслана Рябошапку уволили за отсутствие результатов в расследовании преступлений топ-чиновников, но многие эксперты отмечают — основной претензией команды Зеленского к нему стал ступор в делах против пятого президента Петра Порошенко. Кроме того, позиция прокуратуры при Рябошапке по делу ПриватБанка якобы очень нервировала олигарха Игоря Коломойского.

Если Рябошапка продержался полгода, Венедиктовой дали на демонстрацию эффективности срок в два раза больше — почти год. В октябре 2020-го президент в интервью ВВС заявил, что "времени нет" и намекнул: если действующий генпрокурор до конца 2020 года не покажет "своего результата", увольнение грозит и ей.

Однако и в феврале 2021 года генеральный прокурор все еще на своем месте. Delo.ua подвели итоги деятельности Ирины Венедиктовой и выяснили у экспертов, действительно ли чиновница оправдывает надежды Зеленского, а если и нет, то какова причина того, что она избежала отставки.

Назначение Венедиктовой и критика

После увольнения Рябошапки некоторое время ходили разговоры, что новым генпрокурором станет нардеп от "Слуги народа" Сергей Ионушас, в прошлом директор юридической фирмы. Это подтверждал и сам депутат — по словам Ионушаса, его кандидатуру действительно рассматривали на одном из заседаний фракции.

Но Венедиктова оказалась более оптимальным вариантом: за ее спиной был немалый юридический опыт и лояльность к действующему президенту. Еще до назначения была советником по правовым вопросам в команде Зеленского, а также шла третьим номером в списке партии "Слуга народа" на последних парламентских выборах. Имело место и поручительство — по словам самой Венедиктовой, с будущим гарантом ее познакомил нынешний первый вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, один из политических генералов "Слуги народа".

В то же время Венедиктову много критиковали — в первую очередь сторонники Порошенко, ожидая от нее активизации дел против бывшего президента и открыто называя "ручным прокурором Зеленского". Еще одним камнем преткновения стало ее прошлое: на должности исполняющей обязанности главы Госбюро расследований она назначила замом Александра Бабикова — адвоката Виктора Януковича. А в 2016 году генпрокурор не прошла конкурс на должность судьи Верховного суда из-за недобора баллов — это ожидаемо породило разговоры о ее профнепригодности.

Впрочем, ничего из этого не остановило президента: призывая нардепов поддержать назначение Ирины Венедиктовой, гарант заявил, что она "войдет в историю как профессиональный и результативный человек", не забыв отметить, что впервые на должность претендует женщина. Таким образом Венедиктова приняла эстафету от Рябошапки, цель которой обеспечить посадки, обещанные Зеленским еще во время предвыборной кампании.

В отчетах — результат налицо

Если судить по отчету Венедиктовой за девять месяцев 2020 года результативность работы украинских правоохранительных органов выросла. Раскрыли 3565 коррупционных правонарушений — на четверть больше, чем в 2019 году, на 10% больше лиц привлекли к уголовной ответственности (2734 человека), на 20% больше привлекли должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов (436), более чем в пять раз увеличилось количество привлеченных к ответственности депутатов — 91 против 18 в 2019 году, также на 15% стало больше осужденных за коррупцию (459). При этом генпрокурор подчеркнула, что только за время ее пребывания на должности за разные проступки наказали 21 прокурора, большинство — именно за коррупцию.

На днях Венедиктова также провела совещание по итогам 2020 года. На нем она похвасталась, что за год прокуроры предъявили иски на сумму почти 44 млрд грн, что в полтора раза больше, чем в 2019 году. При этом по принятым гражданско-правовым мерам в ходе рассмотрения дел возмещено более 23 млрд грн, что на 30% больше, чем годом ранее. Сообщила генпрокурор и о том, что показатель уголовных правонарушений на 10 тысяч населения существенно снизился, почему-то решив, что это связано с количеством проведенных нею и главами областных прокуратур совещаний. Среди положительных трендов Венедиктова отметила уменьшение на 20% числа всех учтенных уголовных преступлений, на 10% — против жизни и здоровья человека, на 25% — против собственности и общественной безопасности. По ее словам, в целом правоохранителями за год обезврежено на 30% больше организованных групп.

Однако цифры не затмили скандалов, в которых фигурировала Венедиктова. Активисты недовольны отдельными решениями генпрокурора на счет аттестации прокуроров. В апреле 2020 года она издала указ о комиссии, которая осуществляет аттестацию прокуроров: из ее состава убрали международных партнеров и общественность. Теперь орган состоит из четырех прокуроров и двух представителей вузов, тогда как раньше в него входили три прокурора и три эксперта, делегированные международными организациями и дипломатическими миссиями. По словам главы правления Центра противодействия коррупции (ЦПК) Виталия Шабунина, это уничтожает доверие к назначениям в Офисе генпрокурора. и неизбежно приведет к клановости, ведь прокуроры будут выбирать прокуроров.

В сентябре в НАБУ обнародовали видеозаписи, где якобы нардеп — тогда еще из фракции "Слуга народа" — Александр Юрченко и его "помощник" требовали взятку в $13 тысяч за внесение определенных изменений в законопроект, связанный с бытовыми отходами, и еще $200 тысяч для подкупа депутатов из профильного комитета. В итоге суд арестовал и "помощника", и Юрченко с правом внесения залога — оба внесли его и вышли из СИЗО под обязательства. Это дело все еще не закрыто.

Все бы ничего, но выяснилось, что некоторое время детективы просто-напросто не могли вручить подозрение. По закону, только генеральный прокурор может подписать подозрение народному депутату, а Венедиктова это делать отказывалась: в Офисе генпрокурора рассмотрев основания, заявили о их недостаточности. Собственно поэтому в НАБУ и обнародовали видео. Спустя несколько дней после резонанса, Венедиктова все же подписала документ, но странное промедление чиновницы уже вызвало у общества недоумение и осуждение.

Спустя месяц, в октябре 2020 года, разгорелся другой скандал: по поводу отказа генпрокуратуры отправлять в Австрию запрос на экстрадицию экс-владельца VAB Банка Олега Бахматюка. Его подозревают в завладении 1,2 млрд грн стабилизационного кредита. В Офисе генпрокурора потребовали у НАБУ доказать законность розыска олигарха, при том что ранее Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда пришла к выводу, что детективы предоставили надлежащие и допустимые доказательства розыска, и позволила заочный арест экс-банкира. Попытки добиться у генпрокуратуры соответствующего документа длятся с июня 2020 года и до сих пор — по мнению директора НАБУ Артема Сытника, такая позиция Офиса генерального прокурора ставит под сомнение все международное сотрудничество Украины.

По данным НАБУ, еще в 2000-х годах Главное управление войск МВД (сегодня — Нацгвардия) заключило с застройщиком "Укрбуд" договор о строительстве на территории бывшей военной части жилого комплекса. За это управление должно было получить 50 квартир и 30 паркомест на Печерске. Но в 2016-2017 годах были подписаны другие договоренности, по которым Нацгвардия получила 65 квартир в доме на окраине, чья стоимость на 81 млн грн меньше, чем оговоренная в первом соглашении. При этом в документах сумма недвижимости не поменялась. По мнению правоохранителей, к делу причастен нынешний замглавы Офиса президента Олег Татаров, который в то время работал юристом в "Укрбуд". Якобы он вместе с владельцем компании Максимом Микитасем дал взятку сотруднику экспертно-криминалистического центра МВД за занижение стоимости жилого комплекса.

Как с этой историей связана Венедиктова? В НАБУ считают, что Офис генпрокурора незаконно вмешивается в расследование, а в ЦПК утверждают, что генпрокурор пытается спасти замглавы Офиса президента. Так, еще в начале декабря 2020 года тому удалось избежать вручения подозрения из-за того, что Венедиктова сменила группу прокуроров. Больше двух недель те не вручали подозрение Татарову, а когда все же госслужащий его получил, заместитель Венедиктовой Алексей передал дело от НАБУ в СБУ, что в дальнейшем позволило Татарову избежать ареста.

Многим не понравились и действия генпрокурора в отношении дела о формуле "Роттердам+". Напомним, еще в 2016 году ввели особую формулу для расчета тарифа на электроэнергию — она предусматривала условия для искусственного роста цены продажи электроэнергии и нанесла пользователям электроэнергии убытков на 18,9 млрд грн. По данным следствия, о ее вводе "договорились" топ-менеджеры компании ДТЭК с НКРЭКУ. Расследованию продолжалось, но 27 августа 2020 года глава группы прокуроров в этом деле Виталий Пономаренко закрыл дело якобы из-за экспертиза СБУ, указывающей на отсутствие убытков вследствие схемы.

Ирина Венедиктова же отказалась отменить постановление о закрытии дела, объяснив свое решение достаточно формальной причиной — отсутствием материалов уголовного производства. Вскоре Антикоррупционный суд восстановил дело, но Пономаренко в январе уже этого года снова его закрыл. Венедиктова так и не устранила его от дела, однако все же инициировала служебную проверку в отношении прокурора.

Вопросы вызвало и назначение на должность исполняющего обязанности прокурора Киева, а потом и на место первого замгенпрокурора, Романа Говды. В ЦПК указывают, что на должности прокурора Киева Говда завернул дело в отношении сына одного из бизнесменов Станислава Толстошеева, сбившего на тротуаре пенсионерку. Также во время Революции Достоинства Говда возглавлял отдел, который давал согласие на все негласные следственные розыскные действия оперативниками центрального аппарата МВД под руководством Виталия Захарченко.

Несмотря на такое обилие скандалов вокруг Венедиктовой, эксперты не спешат ругать генпрокурора за неэффективность. "В политическом плане для генпрокурора год был сложным: он не стал провальным, хотя периодически и возникали скандалы, а ее по разным поводам критиковали — в связи с САП, сейчас из-за НАБУ и ряда дел, связанных с Бюро. Однако явных провалов не было — нельзя сказать, что как-то провалилась работа прокуратуры при ней", — говорит политолог Владимир Фесенко.

Однако он добавляет, что и особых достижений у Венедиктовой тоже нет — генпрокуратура не стала при ней работать эффективнее, чем это было при Рябошапке. "При этом Венедиктова стабилизировала внутреннюю ситуацию в ведомстве: произвела определенные кадровые изменения, я так понимаю, внутренних конфликтов сейчас нет", — считает Фесенко.

Политолог Руслан Бортник оценивает деятельность генпрокурора "на троечку": "По пятибальной системе деятельность Венедиктовой можно оценить на три с минусом. Почему не "хорошо"? Потому что на данный момент расследование ни по одному резонансному преступлению наша правоохранительная система не довела до конца, никто из топ-коррупционеров не наказан, те же дела в отношении Петра Порошенко зависли, наблюдается тот же хаос в противостоянии разных органов власти. Ответственность за это ложится и на Венедиктову, как на генерального прокурора, она часть этой большой корпоративной неэффективной системы".

В то же время, по его словам, нельзя сказать, что Венедиктова совсем провалилась. "Венедиктова все же подписала одно подозрение Порошенко по делу Семочко, сейчас адвокаты с ним знакомятся, она запустила перезагрузку региональных прокуратур, при ней ушел в отставку руководитель САП, также на нее оказывают минимальное влияние внешние игроки — это прокурор, который ориентируется на президента. При этом она неплохой специалист с точки зрения права, безусловно, не Луценко и не Рябошапка, которые, мне кажется, не улавливали разницы между легитимностью и легальностью. Поэтому не двойка и не единица", — поясняет политолог.

Оправдала ли Венедиктова ожидания Зеленского

Суждения политологов, видимо, близки и Офису президента — похоже, там увольнять Ирину Венедиктову не намерены. В конце декабря 2020 года пресс-секретарь гаранта Юлия Мендель заявила, что год еще не закончился, отчета генерального прокурора о работе в 2020-м не было, а потому окончательные выводы о ее деятельности сделать нельзя. Но тут же их сделала, отметив положительные моменты. "Общество могло увидеть определенную активизацию в работе Офиса генерального прокурора за время работы Ирины Венедиктовой. Если сравнивать с 2019 годом, видим увеличение показателей успешности Офиса генерального прокурора. Продолжается и реформа системы прокуратуры", — сообщила Мендель.

Интересно, что после этого комментария в Офисе генерального прокурора заявили: они не в курсе, о каком отчете шла речь — ежегодном в Верховной Раде или лично президенту. Тогда представитель ведомства подчеркнул, что отчет генпрокурора о результатах работы по итогам года не предусмотрен украинским законодательством, разве что ежегодный в парламенте.

А на днях почти что попятную в обещании уволить за отсутствие результатов дал и сам Зеленский. Комментируя это заявление в интервью изданию "Фокус" гарант согласился, что Венедиктова должна прийти с результатами, но добавил — сейчас "бандитов поймали больше". Далее президент привел сразу пару "громких дел", как бы намекая, что Венедиктова все же эффективна. И даже к минимуму прогресса в делах против Порошенко Зеленский отнесся достаточно снисходительно, отметив, что не имеет права спрашивать о них Венедиктову. "Она сама знает, что должна всех воров посадить. Это её задача. Хотя поймите, что у нее нет всех возможностей. Все впереди, все обязательно будет", — заверил президент.

Эксперты считают, что пока что кандидатура Венедиктовой в кресле генпрокурора вполне удобна для гаранта. "Если Зеленский будет недоволен деятельностью Венедиктовой, он ее уволит. При этом нужно понимать, что президент никому ничего не гарантировал, а на сроки не нужно обращать внимание — формулировка про сроки имеет чисто символическое значение. Гончарук тоже думал, что у него есть год иммунитета, но ситуация резко поменялась, в этом случае может произойти также. Но если Венедиктова будет оставаться членом команды и сохранять лояльность к гаранту, она останется на своей должности. Если же возникнут проблемные конфликтные ситуации и президент потеряет к ней доверие — она будет уволена, естественно, если будет кандидатура на замену", — говорит Владимир Фесенко.

Похожее мнение и у Руслана Бортника. "Я думаю, что на данный момент Зеленского такой генпрокурор в большей мере устраивает, он понимает, что ее эффективность зависит в том числе и от его политической воли. Но все же у Венедиктовой большие шансы стать крайней и быть уволенной в угоду политическому моменту, если ситуация пойдет по критическому сценарию", — говорит политолог.

При этом, он подчеркивает, что пока нет другой кандидатуры, а варианты и на этот пост, и на места руководителей других правоохранительных органов могут появиться только после того, как возникнет понимание, чего хочет новая американская администрация, и какие условия выдвинет для сотрудничества с Украиной.

Александра Кай, специально для Delo.ua