Украинские зерновики просят ЕС упростить транзит зерна в европейские порты и компенсировать часть расходов

зерно
Фото: ua.depositphotos.com

Украинская зерновая ассоциация призывает еврокомиссара по торговле Валдиса Домбровскиса посодействовать оптимизации альтернативных маршрутов, так называемых "Путей солидарности", экспорта зерна из Украины в европейские порты с последующей отгрузкой в третьи страны.

Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Как говорится в сообщении профильной ассоциации, там предлагают Еврокомиссии увеличить экспорт через "Пути солидарности" на 1-1,5 миллиона тонн в месяц, компенсировав часть расходов европейских перевозчиков и портов, осуществляющих транзит украинского зерна.

Отмечается, что это приведет к существенному уменьшению стоимости перевозки зерна и позволит украинским аграриям безубыточно вывезти излишки в страны, нуждающиеся в украинском зерне, и стабилизировать глобальную продовольственную безопасность.

В УЗА напоминают, что в 2022 году Украина собрала более 73 миллионов тонн зерновых и масличных культур, а экспорт в сезоне 2022/2023 годов составил около 58 миллионов тонн.

Более 29 миллионов тонн зерновых и масличных было экспортировано через украинские черноморские порты в рамках "зерновой инициативы", чуть более 15 миллионов тонн – через дунайские порты, а около 14 миллионов тонн – по железной дороге и автотранспортом.

В нынешнем году урожай зерновых и масличных прогнозируется в 69 миллионов тонн, а объем экспорта в 2023/2024 маркетинговом году – около 45 миллионов тонн. Также вдобавок Украина экспортирует масло и шроты в объеме около 9-10 миллионов тонн в год.

"В связи со срывом Черноморской зерновой инициативы Российской Федерацией Украина столкнулась с неотложной потребностью дополнительно увеличить пропускную способность "Путей солидарности" примерно на 1-1,5 миллиона тонн зерна в месяц", - указывают в УЗА.

По мнению зерновиков, это можно сделать за счет экспорта через порты стран Балтии (Клайпеда и другие), Германии (Росток, Гамбург), Нидерландов (Роттердам), Хорватии (Риека), Италии (Триест) и Словении (Копер).

"Развитие этих маршрутов активно поддерживается Европейской комиссией. Следует заметить, что эти маршруты мало задействованы из-за сложности и стоимости логистики по сравнению с другими маршрутами. Разница в цене составляет примерно 30-40 евро за тонну. Следовательно, УЗА просит ЕС ввести "зеленые коридоры" для украинской сельскохозяйственной продукции", - отмечают в пресс-службе.

В УЗА предлагают при перевозке зерна в морпорты стран Балтии, Германии, Нидерландов, Хорватии, Италии и Словении перенести санитарный, фитосанитарный и ветеринарный контроль из пунктов пропуска на границе с Украиной на территорию страны назначения: это должно обеспечить значительное увеличение экспорта.

Также там призывают Еврокомиссию ввести субсидии для компенсации европейским перевозчикам дополнительных логистических расходов на транзитные перевозки и частичную компенсацию европейским портам так называемых портовых расходов на украинское зерно.

Источник фото: ua.depositphotos.com