НБУ курс:

USD

41,08

--0,11

EUR

45,05

--0,50

Наличный курс:

USD

41,05

40,93

EUR

45,50

45,25

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности
Фото: Depositphotos

Кабмин решил легализовать медицинский каннабис еще раз: в аптеках уже говорят о спросе и необходимости контроля

Украинское правительство не верит в эффективность своих решений. Только так можно объяснить появление в Министерстве здравоохранения новой инициативы об использовании каннабиса в медицинских целях. Весной 2021 года Кабмин уже разрешил ограниченный оборот некоторых препаратов на основе каннабиса, представив это как точку в процессе легализации подобных лекарств. Но победа эта не дала никакого практического эффекта, и спустя полгода министр здравоохранения Виктор Ляшко вынужден выносить на обсуждение новый законопроект.

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Тем временем представители аптечного бизнеса отмечают, что спрос на медканнабис существует и руководству страны нужно перестать выдумывать велосипед. Корреспондент Delo.ua Илья Требор рассказывает о новом законопроекте и правилах контроля, которые, по мнению экспертов, должны сегодня работать в Украине.

Весной правительство перенесло в список ограниченного оборота наркотических и психотропных веществ два препарата на основе каннабиса ("Набилон" и "Набиксимолс"), якобы упростив к ним доступ. Решение горячо приветствовал председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он подчеркнул — тема закрыта, респект Кабмину. Спустя полгода ни одной заявки на регистрацию этих лекарств в госорганы не поступило, а Верховная Рада в июле успешно провалила призванный исправить ситуацию законопроект.

Однако общественный запрос на медканнабис не исчез — в начале ноября 128 пациентских и общественных организаций обратились к президенту Владимиру Зеленскому вернуть на рассмотрение парламента не поддержанный парламентом документ. Вскоре после этого на сайте Минздрава появилась новая версия инициативы, правки к которой будут принимать до 17 декабря.

Чем отличается проект министерства от того, под которым летом подписалась пятая часть всей Верховной Рады? Определением продуктов из конопли. В документе нардепов говорилось, что лекарственным каннабисом предлагается считать растения с содержанием действующего вещества тетрагидроканнабинола (ТГК) от 0,2% до 1% в сухой массе. Все, что выше этой отметки, значилось «лекарственным каннабисом с высоким содержанием ТГК», а все, что ниже, совсем не считалось наркотическим или психотропным веществом.

У Минздрава другой подход. Прежде всего чиновники хотят закрепить за понятием каннабис определение «верхушки растений рода конопли (Cannabis) с цветками или плодами, из которых не была изъята смола». Использовать для медицинских, промышленных, научных или научно-технических целей разрешается только те растения, содержание ТГК в которых не превышает 0,2%. Другой формой ужесточения будут квоты на выращивание и культивацию — их для юрлиц установит Кабинет министров.

Контролировать каждую партию и каждую единицу товара будут с помощью специального штрих-кода, который потом занесут в электронный реестр оборота каннабиса. Эту идею предлагали внедрить и парламентарии, но Кабмин хочет отдать ответственность за ведение реестра не новой госструктуре (уполномоченному органу в сфере обращения лекарственной конопли), а Госслужбе Украины по контролю за наркотиками.

Любопытно, что в дальнейшем эта госслужба будет еще и определять процент ТГК в медицинском каннабисе. К выдаче лицензий на выращивание, культивацию и продажу таких продуктов привлекут еще и Национальную полицию — она будет выдавать разрешение на использование объектов и помещений для таких целей. Но бесплатно.

В целом же для получения разрешения на деятельность, связанную с медканнабисом, нужно будет подать список сортов для культивации на производстве; площадь, географические координаты, план-схему помещений и документы, которые подтверждают право собственности или право пользования объектом.

Упомянуть стоит и о двух других формах контроля. Первое — все, кто занимается описанной выше деятельностью, обязаны будут установить охрану мест переработки и хранения растений. Второе — предприятия должны будут заключить договор с испытательной лабораторией (или открыть свою собственную), чтобы контролировать качество продукции и количество содержащегося в ней ТГК. И, конечно же, медицинский каннабис можно будет получить только по утвержденному Минздравом электронному рецепту.

Директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины Владимир Руденко согласен, что нужен не какой-то количественный учет или чрезвычайно жестокие условия, а простая рецептурная продажа, как это происходит во многих странах мира.

«Если речь идет о пилотном законопроекте, нужно сначала сделать определенное разумное регулирование. Это не должен быть какой-то «розовый бланк» (специальный бланк для рецептов на наркотические вещества. — Delo.ua) или форма рецепта, предусматривающая ответственность. Нужны рецептурные препараты на обычных рецептурных бланках. Так проще будет вести учет, и использование таких лекарств будет удобнее для людей», — говорит он.

Сооснователь сети социальных аптек «Ситимед» Павел Шандра в свою очередь уверен, что на уровне производства надзор должен быть максимально строгим и охватывать все стадии производственных процессов, в том числе и контроль качества. Но он согласен, что это не должно создавать проблемы для пациентов и их родственников. Если же препараты на основе каннабиса в итоговой версии законопроекта будут продаваться по «розовым бланкам», то такой порядок потребует от аптечных сетей получения наркотических лицензий и доступными препараты не будут.

«Препараты должны отпускаться по обычному рецепту. Ко мне часто обращаются с просьбой помочь купить по «розовым» рецептам обезболивающие онкологическим пациентам, которые в них точно нуждаются. Но обычно или семейный врач не может даже с третьего раза выписать грамотно рецепт, поскольку закон говорит о необходимости внести точное действующее вещество в рецепт и для этого врач должен уточнить его наличие в конкретной аптеке. Или отсутствует на месте администрация больницы, у которой хранится печать. В итоге из-за безалаберности чиновников страдает здоровье пациентов», — добавляет Шандра.

Пациентские и общественные организации в своем обращении к Зеленскому отмечают: сегодня десятки тысяч детей с эпилепсией и миллионы пациентов с онкологией, болезнью Паркинсона, псориазом, ПТСР и депрессией, паллиативных больных ждут принятия необходимого документа. В самой пояснительной записке к законопроекту Минздрава отмечается, что использование каннабиноидов помогает при лечении более пятидесяти неврологических состояний.

«Научно доказано, что фитоканнабиноиды осуществляют высокоэффективное антимикробное действие (на стафилококки и стрептококки), а также демонстрируют заметный положительный эффект при лечении посттравматического синдрома, различных заболеваний иммунной системы, артрита и ревматизма, астмы, различных форм склероза, герпеса, диабетической нейропатии, анорексии и многих других недугов», — говорится в документе.

Представители аптечной сферы уверяют, что, ко всему прочему, на подобные препараты среди украинцев есть спрос. И чтобы удовлетворить его, люди нарушают закон, покупая нелегально товары за рубежом. Шандра при этом добавляет: в этих случаях они переплачивают в десятки раз, а государство вообще никак не контролирует качество продукции.

«Нашей стране необходимо перестать изобретать велосипед. Цивилизованность страны определяется не только строительством дорог, но и отношением к людям. Почему мы должны вечно быть самыми умными в то время, как ведущие западные страны давно легализовали применение каннабиса в медицинских целях? Украинский рынок медицинских препаратов очень привлекателен для внутренних и внешних инвесторов», — резюмирует он.

Правда, в вопросе оценки размера рынка препаратов на основе медканнабиса Шандра предлагает в первую очередь думать все же о социальной составляющей. Аналогичную позицию занимает и Владимир Руденко. «Не хотелось бы путать вопрос социального значения и бизнеса. В этой ситуации мы говорим о социальной функции этих препаратов, которые снизят болевые синдромы у паллиативных больных, и людях, которым необходима такая помощь», — говорит он.

Опубликованный сегодня на сайте законопроект Министерства здравоохранения пока далек от совершенства. Да и выглядит он жестче, чем тот, который предлагали народные депутаты летом. Однако инициатива еще может измениться к концу общественных слушаний, да и перед голосованием его может поправить профильный комитет ВР. Тем более, что правительственный документ не лишен проблем предыдущей редакции.

Он, например, не предполагает дополнительных бюджетных трат. Хотя в Главном научно-экспертном управлении ВР настаивают: на создание спецреестра нужны средства, а испытательные лаборатории должны подчиняться «соответствующим органам исполнительной власти». В любом случае, принять законопроект в этом году вряд ли удастся — у парламента осталось всего две пленарные недели, на которых нужно рассмотреть госбюджет на 2022 год, ресурсный проект №5600 и еще несколько скандальных норм. Поэтому пока всем нуждающимся придется ограничиться правительственным эрзац-решением, которое позволяет покупать украинским пациентам препарат на основе каннабиса за две тысячи долларов.