Путин пообещал решение по признанию независимости "ДНР" и "ЛНР" до конца дня 21 февраля

Владимир Путин. Фото: скриншо
Владимир Путин. Фото: скриншот трансляции заседания Совбеза РФ

Президент России Владимир Путин по итогам заседания Совета безопасности РФ по необходимости признания независимости "ДНР" и "ЛНР" пообещал принять решение по этому вопросу до конца дня 21 февраля.

"Я ваше мнение услышал, решение будет принято сегодня", - сказал глава российского государства по итогам совещания, выслушав позиции членов Совбеза.

В то же время, комментируя позицию главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, выступившего в поддержку "предложения о вхождении Донецкой и Луганской народных республик в состав РФ", Путин заявил, что такой вопрос не обсуждается, а обсуждается признание их независимости.

Начал же мероприятие российский президент с изложения своей версии появления "ДНР" и "ЛНР", объяснив его непринятием местных жителей смены власти в Украине в 2014 году и увязав обсуждаемый вопрос с вопросом о гарантиях безопасности для России со стороны США и НАТО:

Это действительно вооруженный переворот. Собственно говоря, с этим никто и не спорит. Часть граждан этой страны не приняла этот переворот. Это касалось людей, которые проживали в Крыму, и тех, кто проживали и проживают сегодня на Донбассе.

Люди заявили, что формируют две независимые республики - ДНР и ЛНР. С этого момента началось противостояние киевских властей и людей, которые проживают на этой территории... Россия изначально делала все, чтобы мирными средствами, мирным путем разрешить все возникшие противоречия. Тем не менее, киевские власти дважды провели военные карательные операции на этих территориях. И судя по всему, мы являемся свидетелями обострения ситуации в третий раз.

Все эти годы над людьми, которые проживают на этих территориях, фактически издевались: постоянные обстрелы, блокада. Как вы знаете, люди, проживающие на территориях, близких к так называемому переднему краю, вообще вынуждены были перебраться в подвалы, живут там сами вместе с детьми.

В ходе переговорного процесса возник мирный план регулирования - Минский комплекс мер... Но весь ход последующих событий указывает, что сегодняшние киевские власти не собираются его выполнять. Более того, они публично об этом многократно заявили - и на самом высшем уровне, и на уровне МИД, секретаря Совбеза... Ясно всем - реально по минскому комплексу мер выполнять ничего не собираются.

Цель сегодняшнего заседания — послушать коллег и определить наши дальнейшие шаги на этом направлении, имея в виду обращения руководителей ДНР и ЛНР к России с просьбой о признании их суверенитета, и постановление Государственной Думы РФ на эту же тему - с призывом к главе государства сделать это и признать независимость и суверенитет ДНР и ЛНР.

Эти вопросы, безусловно, очень тесно связаны - это разные вопросы, но тесно связаны - с глобальными проблемами обеспечения безопасности в мире вообще и на европейском континенте в частности.

Потому что использование Украины как инструмента противостояния с нашей страной, с Россией представляет для нас серьезную, очень большую угрозу. Именно поэтому мы в последние месяцы, в конце прошлого года активизировали работу с нашими основными партнерами в Вашингтоне и в НАТО, чтобы договориться в конце концов об этих мерах безопасности и обеспечить спокойное благополучное развитие страны в мирных условиях. Для нас это приоритет.

Мы должны понимать реалии, в которых мы живем, и если Россия столкнется с такой угрозой — принятием Украины в НАТО, то угроза для нашей страны многократно возрастут, потому что есть статья 5 договора.

Никто не признает волеизъявления крымчан и севастопольцев, а Украина настаивает, что это ее территория, и у нас возникает угроза, что они начнут отвоевывать эту, как они считают, свою территорию, а они говорят об этом в своих документах. Это очевидно. Тогда весь Североатлантический блок обязан будет включиться в эти события.

В 2008 году в Бухаресте подписали меморандум, который открывает Украине и Грузии двери в НАТО. На мой вопрос "зачем вы это сделали?" ответа нет — "под давлением США". Вот ответ. Но если они сделали один шаг под давлением США, где гарантия, что они не сделают второй шаг под давлением? Таких гарантий нет. Потому что США вообще легко отказываются от любых договоренностей, от любых документов, которые подписывают. Тем не менее, хотя бы что-то должно быть положено на бумагу и зафиксировано в качестве международно-правового акта.

В свою очередь выступивший далее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров изложил присутствующим суть обнародованной на днях российской реакции на ответ США по предложенным Россией гарантиям безопасности.

Вслед за ним слово взял замглавы Администрации президента Дмитрий Козак, констатировавший нежелание Украины выполнять Минские соглашения:

Сегодня очевидно стало, что ни Украине, ни их западным союзникам Донбасс абсолютно не нужен на любых условиях. Делается все, чтобы заморозить этот конфликт и возложить на РФ политическую ответственность... и экономически возложить на Россию ответственность за содержание Донбасса. И вы знаете, многие знают, какие астрономические суммы нам приходится тратить на гуманитарную поддержку этих территорий.

Любой гипотетический вопрос, как они смотрят на то, чтобы на любых условиях вернуть Донбасс в состав Украины, вызывает ступор, абсолютный ступор. Они не понимают, как на него отвечать. Просто молчат и опускают глаза.

Украина держит в глубоком секрете, каким она видит статус Донбасса. Очевидно из переговоров, что она видит их обычными муниципальными районами Украины с обычными правами и полномочиями, без всякого особого статуса. Они убедили украинское общественное мнение, что Минские соглашения являются неприемлемыми, что в случае, если будет создан такой прецедент, что есть какая-то территория, обладающая особым статусом и правом на языковое самоопределение, плюс собственной милицией и влиянием на украинскую правоохранительную систему, то этот прецедент будет распространен на другие области Украины. Такой запрос есть, особенно в западных частях Украины — на федерализацию или автономизацию отдельных территорий. Они убедили в этом всю Украину, и они с этого не сойдут.

В ответ же на вопрос Путина, правильно ли он понял, что "напрямую разговаривать с республиками киевские власти не хотят, говорят, что намерены это делать в диалоге с Россией, а как только Россия предлагает шаги к урегулированию в рамках Минских соглашений, начинается истерика по поводу того, что Россия вмешивается во внутренние дела Украины", Козак ответил, что "это абсолютно так".

После этого Козак также выразил желание высказать свое мнение о том, необходимо ли включать "ДНР" и "ЛНР" в состав России, однако и Путин, и сам Козак пришли в некоторое замешательство в данной ситуации и не стали развивать тему, на чем выступление замглавы АП и закончилось.

Также на заседании выступил российский министр обороны Сергей Шойгу, рассказавший, в частности, об имеющихся у его ведомства данных о сосредоточении украинских сил на Донбассе и якобы подготовке то ли провокаций, то ли полноценного наступления:

В общей сложности 59,3 тысячи военнослужащих сосредоточены у границ Луганской и Донецкой области... По вооружению - пусковые установки "Точка У", 345 танков, 2165 боевых бронированных машин, 820 орудий артиллерии и минометов, 160 РСЗО, в том числе установки "Смерч".

Сюда не входят те самые националистические батальоны, о которых много говорят и много пишут и которые, по совершенно объективным нашим данным, плохо управляются руководством страны и командованием на местах и, естественно, исходя из этого, действуют так, как считают нужным. Оттуда и появление ДРГ, которые прорываются в разных местах, оттуда и совершение разного рода терактов, которыми являются подрывы автомобилей, подрывы ЛЭП, подрывы подстанций, газопроводов и прочих вещей.

Мы наблюдаем усилия по приведению фактически в самую верхнюю из всех ступеней боевой готовности. Это говорит о том, что готовятся либо большие серьезные провокации, либо готовится силовой вариант решения вопроса по Донбассу, как минимум. Это и смена мест дислокации тяжелой техники и артиллерии, смена радиочастот в переговорах. И помимо этого, все, что связано с активностью на передней линии — я имею в виду обстрелы. Такого не было давно. Мы практически вплотную подошли к показателям 2014-2015 годов.

После Шойгу выступил замглавы Совбеза, бывший президент и бывший премьер РФ Дмитрий Медведев, принимавший в 2008 году после российского вмешательства в грузино-осетинский конфликт решение о признании Россией независимости грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия:

По совокупности того, что происходит, можно сделать вывод, что комплекс мер, который зафиксирован в Минских соглашениях, выполняться не будет. Более того, по понятным причинам даже при наличии давления иностранных государств типа Франции, Германии, по всей вероятности, нынешнему режиму на Украине, а именно действующему президенту такого рода исполнение не нужно, поскольку оно будет препятствовать его переизбранию на должность президента. А он этого хочет больше всего на свете. И поэтому не в его интересах следовать тем соглашениям, которые были достигнуты.

Он и его секретарь Совета безопасности говорят, что это вредные соглашения, а потом продолжают пудрить мозги нашим западным коллегам, когда они получают от него ритуальные заявления в пользу выполнения Минских соглашений.

Я неплохо помню 2008 год... Мне пришлось тогда принять непростое решение о признании Южной Осетии и Абхазии в качестве самостоятельных субъектов международного права, то есть наделить их, во всяком случае с нашей точки зрения, международной правосубъектностью... Очевидно, что это позволило сохранить жизни сотням тысяч людей, которые живут на этой территории. В известной степени это был урок для НАТО, для ряда европейских стран, который заключался в том, что так поступать с РФ нельзя.

Сегодня ситуация и в чем-то гораздо сложнее, и в чем-то даже проще. Сложнее — потому что масштаб потенциального конфликта не сопоставим с тем, с которым мы столкнулись в 2008 году... С другой стороны, мы не знали, какой будет тогда реакция... А сейчас мы знаем, что будет происходить. Мы знаем все проблемы, все трудности, все те предложения по санкциям, которые многократно из всех утюгов транслируются в наш адрес.

Мы понимаем, что давление будет запредельным, но мы понимаем и каким образом этому давлению противостоять. В этом смысле этот горький опыт за 14 лет, как мне представляется, нам пошел впрок. Этот опыт показал, что будет трудно, но через некоторое время при умелом управлении ситуацией, а мы под руководством президента этому научились, это напряжение, которое сейчас просто вибрирует вокруг нашей страны, все равно так или иначе будет спадать. Не быстро, не одномоментно, но так устроена история человеческая, что от этой ситуации рано или поздно устанут и сами будут просить нас к возврату к дискуссиям, переговорам по всем вопросам обеспечения стратегической безопасности.

Приблизительно в таком ключе события развивались в 2008-2009 году. Сами пришли и сами предложили восстановить отношения во всех их направлениях. Потому что, скажем прямо, Россия для мирового сообщества, для наших друзей в США, в ЕС значит на порядок больше, чем значит Украина. И это понимают все, в том числе и украинцы... Через некоторое время ситуация, связанная с признанием соответствующих территорий, будет охлаждаться. Это нам показывает предыдущий опыт.

На территории этих двух непризнанных образований в настоящий момент проживает около 800 тысяч граждан РФ.... Это наши с вами люди. Не только люди, говорящие на русском, а это граждане нашей страны. Всем очевидно, что, например, при возникновении всяких разных проблем вокруг американских граждан, когда одного там где-нибудь захватят, американцы проводят спецоперацию. Поэтому мы этот факт игнорировать не можем.

Если ситуация будет развиваться по такому пути, как я только что сказал, а никаких признаков улучшения нет, то единственным выходом в этом случае останется признание правосубъектности соответствующих территорий. По всем признакам, которые мы сейчас видим, эта ситуация улучшаться не будет.

Важно, чтобы соответствующие настроения еще выразило наше общество, граждане нашей страны, поскольку мы все живем в одном доме, а все это связано с большими процессами и с военной компонентой. Но, насколько я знаю, такой шаг нашей страны большинство граждан поддержали бы.

Кроме того, в ходе мероприятия выступили глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев, председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, директор СВР Сергей Нарышкин, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, а также главнокомандующий Национальной гвардией Виктор Золотов.

Участники обсуждения в целом сошлись во мнении л необходимости признания "ДНР" и "ЛНР", а выступавший последним Золотов, в частности, выразил мысль, что Россия не граничит с Украиной:

Мы не граничим с Украиной, у нас нет границы с Украиной. Это граница американцев, потому что они хозяева в этой стране. А это все у них вассалы. И то, что они так их накачивают оружием, пытаются создать ядерный арсенал, нам будущем аукнется. Конечно же, признание этих республик обязательно. Но нам нужно идти дальше, чтобы защищать свою страну.

Отметим, что "ДНР" и "ЛНР" провозглашались в 2014 году в пределах всей территории Донецкой и Луганской областей Украины. Однако контролируют они лишь часть этой территории, рассматривая остальную территорию как оккупированную Украиной.

В частности, в конце 2019 года в обеих "республиках" были приняты "законы о государственной границе", гласящие, что они граничат с Запорожской, Днепропетровской ("ДНР") и Харьковской ("ДНР" и "ЛНР") областями Украины.

При этом в ходе выступления на заседании Совбеза РФ глава МВД Колокольцев акцентировал внимание именно на этом аспекте, призвав руководство страны признать "республики" именно в границах соответствующих областей Украины.

Напомним, что 15 февраля Госдума России поддержала обращение к президенту Путину с призывом о необходимости признания независимости "ДНР" и "ЛНР" под предлогом "защиты соотечественников". 21 февраля с таким же призывом обратились к России "главы ДНР и ЛНР" Денис Пушилин и Леонид Пасечник.