НБУ курс:

USD

41,83

+0,09

EUR

43,91

+0,11

Наличный курс:

USD

42,11

42,05

EUR

44,40

44,21

Аудиторы проверили, как использовались деньги для устранения последствий подрыва Каховской ГЭС

Последствия подрыва Каховской ГЭС
Последствия взрыва Каховской ГЭС. Фото: ГСЧС

Счетная палата выявила недостатки в процессе использования средств, выделенных Правительством на безотлагательные меры по ликвидации последствий разрушения Каховской гидроэлектростанции.

Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты по результатам аудита.

В ведомстве напоминают, что в результате разрушения Каховской ГЭС пострадали жители Днепропетровской, Запорожской, Николаевской и Херсонской областей: 1,6 млн. граждан в 164 населенных пунктах остались без водоснабжения; 135 тыс. граждан в 67 населенных пунктах оказались в зоне затопления и еще 19 тыс. были вынуждены эвакуироваться.

Сколько денег выделили на преодоление последствий катастрофы

Правительство Украины, реагируя на чрезвычайную ситуацию, в 2023 году выделило 8,5 млрд грн из фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии на финансирование экспериментального проекта по строительству магистральных водопроводов (общая проектно-сметная стоимость строительства – 13,4 млрд грн).

Из выделенной суммы в 2023 году было использовано 8,3 млрд. грн. При этом 219,8 млн. грн. не использовали и вернули в государственный бюджет.

Дополнительно из резервного фонда государственного бюджета правительство выделило 2,2 млрд грн на финансирование потребностей по транспортировке питьевой воды для населения, аварийно-восстановительные работы на объектах теплоснабжения и материальную помощь пострадавшим гражданам. Но использовано было только 679,2 млн. грн., а 1,1 млрд. грн. возвращено в государственный бюджет как неиспользованные.

Неэкономное и безрезультативное использование бюджетных средств

Как установили аудиторы, неиспользование значительного объема бюджетных средств и, как следствие, – невыполнение в полном объеме запланированных безотлагательных мер обусловлено объективными причинами, в том числе и сложной ситуацией безопасности в указанных областях.

Как подчеркнули в Счетной палате, реализация экспериментального проекта позволила на август 2024 года обеспечить водоснабжение по всем трем магистральным водопроводам населению Днепропетровской области. Однако в Херсонской области активные боевые действия помешали реализовать меры по обеспечению населения водой, что заставило вернуть значительную часть выделенных средств в бюджет.

Аудиторы отмечают, что для жителей затопленных районов Николаевской и Херсонской областей, государственная поддержка в форме денежной помощи оказалась решающей.

В 2023 году материальную денежную помощь (по 5 тыс. грн) получили 23 тыс. граждан. Еще около тысячи граждан получили единовременное пособие за потерянный урожай общей суммой 26,9 млн гривен.

Аудиторы также обращают внимание на ряд обстоятельств, создавших риски неэкономного и нерезультативного использования бюджетных средств. Так, принятые в срочном порядке решения о выделении и использовании средств не всегда были достаточно обоснованными и в редких случаях не учитывали требований действующих нормативно-правовых актов.

"Ужесточили риски и введенные при реализации экспериментального проекта упрощенные процедуры, ненадлежащий внутренний контроль за использованием средств и исполнением договорных обязательств", — подчеркнули в Счетной палате.

Кроме того, финансирование строительства магистральных водопроводов только в марте 2024 года было увеличено до необходимого объема определенной проектно-сметной стоимости (13,4 млрд грн).

В то же время Службой восстановления и развития инфраструктуры в Днепропетровской области контроль качества подготовки этой проектно-сметной документации водопроводов фактически не осуществлялся и в марте 2024 года проектно-сметная документация с 13,4 млрд грн была увеличена на 41% и утверждена Агентством восстановления.

Также неприменение конкурентного отбора участников привело к непрозрачным процедурам закупки и ограничению круга претендентов, что существенно снизило уровень экономности использования бюджетных средств.

Отдельно аудиторы отмечают, что документы не позволяют проверить правильность и обоснованность включенных в перечень объемов выполненных работ, количества и стоимости материальных ресурсов и других расходов.

"Это создает риски незаконного, неэкономного и нерезультативного использования бюджетных средств в процессе реализации проектов", – констатируют в Счетной палате.

Напомним, что после подрыва Каховской ГЭС в ряд   выделил 120 млн. грн. для обеспечения жителей Николаева питьевой водой и 845 млн. грн. для обеспечения питьевой водой жителей Херсонской, Запорожской, Николаевской и Днепропетровской областей.

Также было выделено 1,5 млрд грн для строительства новых магистральных водопроводов. Это нужно, чтобы обеспечить Кривой Рог, Никополь и Марганец питьевой водой. Области снабжены специализированной техникой для подвоза воды и системами доочистки. Впоследствии Кабмин увеличил сразу на 7 миллиардов гривен объем средств, выделенных на строительство трех звеньев магистральных водопроводов для жителей Днепропетровской области.

В августе на Криворожье запустили в работу последнюю нить нового магистрального водопровода "Ингулец — Южное водохранилище". Ее протяженность – 26 км. Этот масштабный проект завершен за рекордные 11 месяцев.

В мае в Днепропетровской области состоялся запуск второй нитки магистрального водопровода "Ингулец — Южное водохранилище".

Учитывая мощности первой нити, запущенной в августе 2023 года, водопровод позволяет обеспечить жителей Кривого Рога стабильным водоснабжением в достаточном объеме – 220 тысяч м³ воды в сутки.

Добавим, что российские кафиры 6 июня 2023 года взорвали ранее заминированную ими же дамбу Каховской ГЭС, уничтожив 11 из 28 пролетов сооружения. Каховская ГЭС полностью разрушена и не подлежит восстановлению после подрыва русскими оккупационными войсками. На строительство новой гидроэлектростанции на ее месте Украине может потребоваться минимум $1 млрд и 5 лет .