НБУ курс:

USD

41,61

--0,05

EUR

43,74

+0,03

Наличный курс:

USD

41,98

41,95

EUR

44,34

44,20

Коллаж: Татьяна Кравченко/Delo.ua
Коллаж: Татьяна Кравченко/Delo.ua

Как энергетический кризис взвинтит цены на продукты в Украине в 2022 году

Газ не только энергетический ресурс, но и ценное сырье для производства минеральных удобрений. Поэтому есть все основания полагать, что рост цен будет способствовать росту цены на агропродукцию, а значит, и на продукты питания

В преддверии отопительного сезона стоимость газа в Европе остается высокой. Несмотря на действия норвежских газовиков, после отказа российского "Газпрома" бронировать мощности украинской газотранспортной системы цена опять подскочила до максимума и держится в пределах 800-900 долларов за тысячу кубометров. А 28 сентября цена впервые в истории превысила 1000 долларов за 1000 кубометров. Все это скажется на росте цен на продукты питания. И не только в Европе, а и в Украине.

"Нафтогаз" и власти уверяют, что украинцам не стоит опасаться космических платежек за газ в грядущем отопительном сезоне. Годовая цена на газ позволит домохозяйствам платить за газ относительно немного — до 8 грн за кубометр.

Однако газовый кризис в Европе в условиях глобальной экономики будет иметь последствия, которые выйдут за рамки отопительного сезона. Так, 15 сентября американская компания CF Industries Holdings Inc, крупный мировой производитель удобрений, была вынуждена закрыть два завода в Великобритании. Она пошла на такой шаг из-за высоких цен на газ, который является важным технологическим сырьем для производства удобрений. Аналитики Bloomberg считают, что это вызовет удорожание удобрений. А исходя из того что удобрения — важная статья расходов для фермеров, данный тренд приведет и к росту продовольственной инфляции в Европе.

В конце прошлого года с повышением стоимости нефти и железной руды в мире начался рост цен на сырьевые товары, который проявился и в росте цен на агропродукцию. В мире уже подорожали продукты питания, а учитывая энергетический кризис в Европе, они могут просто взлететь в цене.

Украина является частью глобальной экономики, и если стоимость газа для нас несет однозначно отрицательные последствия, то результаты роста цен на продовольствие неоднозначны. С одной стороны, мы крупный производитель агропродукции, и рост цен означает увеличение валютной выручки и доходов агропроизводителей. С другой — за счет экспортного паритета украинцам также придется платить за продукты больше.  

Delo.ua решило разобраться, как подорожание газа изменит ситуацию на украинском рынке удобрений и как это в конечном итоге повлияет на стоимость продовольствия.

Как удобрения влияют на цену продуктов

Инвестиционный советник компании Slav invest Павел Педина считает, что высокая цена на газ удержится как минимум до весны 2022 года. На многих химических предприятиях еще есть запасы, и, видя рыночный ажиотаж, они будут пытаться сохранить производство. Кроме того, на рынок повлияет фактор трейдеров, которые будут пытаться удержать ресурс и заработать на повышении цены. Это скажется на издержках аграриев и увеличит конечную стоимость их продукции.

"Стоимость минеральных удобрений в расходах при выращивании сельхозкультур составляет порядка 40%. Конечно, многое будет зависеть от погоды. Однако есть целый ряд факторов, которые приведут к росту цены на сельхозпродукцию: подорожание удобрений, повышение стоимости топлива и нехватка сезонной рабочей силы. Но и без этого цены на продовольствие сейчас самые высокие за последние 60 лет", — говорит Педина.

По его словам, энергетический кризис уже имеет глобальный характер: были нарушены логистические цепочки во всем мире, и они до сих пор не восстановлены. Все это привело к глобальному перемещению производств.

"Например, в Шри-Ланке попытались выращивать органическую продукцию, чтобы не завозить дорогие удобрения. Цены на продовольствие взлетели, и теперь там нехватка продуктов и инфляция. Из Вьетнама уходит легкая промышленность: на многих местных фабриках заболели люди на коронавирус, поэтому мировые производители переносят свои производства в Индию или Шри-Ланку. Если раньше было понимание, где у тебя итоговый рынок, то теперь страна может как выпасть, так и значительно вырасти. Такие большие колебания на рынке приведут к тому, что рынок не успокоится. Цены будут и дальше расти", — говорит Педина. 

Эксперт считает, что в Украине из-за кризиса возможен передел рынка минеральных удобрений. В нашу страну попытаются зайти производители из России и Турции, для которых газ стоит гораздо дешевле, чем для украинских производителей.

"Сегодня много российских удобрений продается в Европе, в Украину они заходят через Польшу и Венгрию. Например, крупная российская корпорация "ЕвроХим" завозит свою продукцию в эти страны, а оттуда уже в Украину", — говорит Педина.

При этом он отмечает, что многое на этом рынке будет зависеть от политических факторов. От того, окажет ли правительство поддержку отечественным производителям, будет зависеть, смогут ли удобрения из России и Турции завоевать значительную долю на украинском рынке.

В свою очередь Олег Арестархов, директор по корпоративным коммуникациям Group DF, которая контролирует украинскую компанию-производителя удобрений Ostchem, отмечает, что повышение стоимости газа в мире и всеобщая неопределенность привели к тому, что украинские производители и импортеры удобрений заняли выжидательную позицию. Бизнес-риски также существенно увеличились, поскольку никто не хочет получить убытки. 

"Импортеры придерживают удобрения, чтобы дождаться еще большей цены. Мы, производители, на 100% выполняем взятые на себя обязательства: планово поставляем удобрения тем, кто своевременно заключил с нами контракты. Вывод из этого кризиса понятен: те игроки, которые заранее заключают договоры и работают с украинским производителем без посредников, оказались в выигрыше. Некоторые уже смело контрактуются на весеннюю посевную 2022 года, чтобы поставки состоялись в феврале. Многие законтрактовались по большим контрактам или уже заканчивают контрактоваться", — отмечает Арестархов.

По его словам, глобальный рынок удобрений остается в неопределенности, а это приводит к росту цен на удобрения: "Если вы занимаетесь выпечкой хлеба и подорожала мука, то стоимость хлеба не может оставаться прежней. Такая же история и с рынком удобрений. Выросла цена на газ, который занимает 70-80% в себестоимости производства удобрений, значит, подорожали удобрения. Только с производством удобрений все сложнее, чем с производством хлеба: вы не можете сегодня купить "немножко газа" и сегодня же произвести удобрения. Сначала консолидируются заявки для покупки партии газа, а уже потом происходит закупка и запускается производство".

Арестархов также отмечает, что высокие цены на газ не единственный фактор, который давит на стоимость удобрений. На повышение цены работают еще три мощных фактора. Во-первых, в ЕС наблюдается повальное закрытие мощностей. Уже остановились два завода Yara: компания намерена сократить примерно 40% производства аммиачной продукции в Европе. Испанская Fertiberia Group продлила простой на заводе в Пуэртольяно, чтобы снизить выпуск аммиака и карбамида. CF Industries прекратила работу на своих производственных комплексах в Биллингеме и Инсе, OCI объявила о сокращении производства в Гелене. Второй фактор — увеличение логистических затрат по доставке удобрений. Цены на фрахт взлетели на 30-40%. Третий фактор — рост цен на электроэнергию. 

Оставшиеся на рынке глобальные игроки на фоне сокращения предложения и роста себестоимости продукции начали поднимать цены. За неделю карбамид подорожал почти на 100 долларов, Yara и OCI подняли на ИАС прейскурантные цены до 330 евро/тонна CIF. Однако предложение удобрений на рынке ЕС ограничено, и, вероятнее всего, цены в скором времени снова будут пересмотрены. Понятно, что это будет и дальше подогревать цены на продовольствие. Затраты на удобрения — это почти четверть всех затрат среднего агрария. 

По мнению Арестархова, ситуация, сложившаяся на рынке удобрений в этом году, сильно повлияет на украинский рынок. Производители продовольствия и фермеры пересмотрят свою бизнес-стратегию, закупки удобрений станут более плановыми, контракты на удобрения будут заключать заблаговременно, в низкий сезон. От спотового рынка аграрии будут постепенно переходить на долгосрочные контракты. Если будет стабильно работать агропромышленный комплекс, то и цены на продовольствие не будут так сильно колебаться. 

"Этой весной удобрения были дорогими, все ждали снижения цены, а она выросла. Получилось, что фермеры, которые покупали удобрения в мае, выиграли. Остальным, которые привыкли работать на споте, придется срочно корректировать структуру закупок на осеннюю посевную исходя из тех удобрений, которые будут чуть дешевле. Это временная реакция рынка. Понадобится время, чтобы фермеры привыкли к новым ценовым котировкам на рынке удобрений. Спрос просто отложился на весеннюю посевную. Вы совсем скоро увидите повышенный спрос на удобрения, закупаемые под весеннюю посевную", — говорит Арестархов.

Весной ситуация может измениться

При этом эксперт аналитического кластера "Украинская фабрика мысли" Анна Ковальчук считает, что масштаб негативных последствий и глубина влияния неблагоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей на агросектор будет зависеть от того, насколько долго удержатся сверхвысокие цены на газ. 

"Сельхозпроизводители не закупают или почти не закупают удобрения в режиме реального времени, формируя запасы заранее, и на осеннюю кампанию вопрос с удобрениями у них закрыт. Если последствия остановки заводов по производству удобрений все-таки проявятся, то ближе к началу весеннего производственного цикла. Но к весне ситуация на рынке энергоносителей может измениться, причем неоднократно. Кроме того, по мере приближения окончания отопительного сезона вопрос цен на газ утратит остроту, что, скорее всего, скажется на их уровне", — говорит Ковальчук.

При этом она отмечает, что остановка заводов имела побочные последствия в виде дефицита углекислого газа (СО2), который широко применяется в мясоперерабатывающей промышленности для оглушения животных и обработки продуктов во время хранения и транспортировки. 

Эта проблема наиболее остро проявилась в Великобритании, где на дефицит СО2 наложились и другие неблагоприятные факторы, в частности вызванные перестройкой логистических цепочек и рынка труда после Brexit. 

При этом председатель совета директоров агрохолдинга KSG Agro Сергей Касьянов говорит, что все крупные аграрные холдинги уже осуществили закупки удобрений и КАС на ближайшую посевную кампанию озимых. Это произошло до подорожания газа, поэтому в ближайшее время ожидать повышения стоимости сельхозпродукции, как следствие роста цены на газ, не следует. 

"Однако при финансовом планировании на 2020-й агрокомпании будут исходить из того, какой будет цена на газ по состоянию на зиму 2021-2022 годов, поскольку удобрения (КАС и другие) закупаются за несколько месяцев до посевной. Если цена на газ в этот период останется на нынешнем уровне или вырастет, это, через подорожание удобрений, окажет влияние на повышение цен. Также нужно смотреть на стоимость газа не только на спотовом, но и долгосрочном рынках", — говорит Касьянов.

При этом он отмечает, что на стоимость сельхозкультур на мировых рынках будут влиять и другие не менее важные факторы: прогнозы урожая в различных регионах мира, стоимость других энергоносителей, геополитические составляющие. 

"Поскольку многие из продовольственных товаров экспортируются из Украины, мировые цены существенно влияют на внутренние. Вместе с тем стоимость некоторых товаров ограничивается спросом (мясо, премиум-кондитерка), поэтому влияние цены газа и, соответственно, удобрений здесь будет меньшим. Хотя в последние несколько лет продовольствие постоянно дорожает, независимо от колебаний цен на газ на спотовых рынках ЕС", — говорит Касьянов.

Что посеешь, то и пожнешь

В условиях роста цен на сырьевые товары на европейских газовых хабах сложились условия, которые могут подстегнуть дальнейшее подорожание удобрений, а это отразится на себестоимости продуктов питания.

Конечно, есть основания полагать, что к весне закончится отопительный сезон, заработает "Северный поток-2" и буря на европейском рынке уляжется. Однако не следует забывать, что среди факторов, способствующих росту цен на нефть и газ в 2021 году, были очень низкие цены на углеводороды в 2020-м. Крупные добывающие компании терпели убытки, и ценовое ралли год спустя дало им возможность восстановить и укрепить свои позиции.

Не исключено, что так себя могут повести и мировые гиганты химической промышленности. Многие европейские заводы сейчас останавливаются и терпят убытки, но некоторые все еще работают и продолжают конкурировать. Особенно усилились позиции тех производителей, у которых себестоимость производства ниже за счет дешевого газа, а это в первую очередь российские производители, которые вслед за рынком газа могут попытаться занять доминирующую позицию на европейском рынке удобрений.

В любом случае колебания на рынке удобрений отразятся на аграрном рынке, а газовое ралли этой осенью окажет свое влияние на мировой рынок продовольствия в следующем году. 

Что касается Украины, то даже будучи аграрной страной мы не сможем избежать мирового тренда из-за экспортного паритета. Вопрос лишь в том, насколько сильно нынешняя ситуация с ценами на газ отразится на ценниках в магазине. Остроты в этом вопросе может добавить повышение налогов. Желая снять сливки с суперцикла, власти увеличили налоговую нагрузку на аграриев, и это также повлияет на цену для конечного потребителя.

На фоне высокой продовольственной инфляции власти могут попытаться ввести ограничения и контролировать рост цен на продукты питания. Нечто подобное украинское правительство уже делало в условиях роста цен на нефть, чтобы сдержать цены на бензин. Однако и здесь не обошлось без проблем: цены на топливо все же пробивали психологическую отметку 30 грн/л. Эксперимент показал, что правительственные ограничения могут обуздать аппетиты некоторых трейдеров, но им не справиться со стихией мировой экономики. 

Степан Крьока, специально для Delo.ua