НБУ курс:

USD

41,64

+0,12

EUR

45,09

+0,11

Наличный курс:

USD

41,64

41,54

EUR

45,33

45,15

Топливный вопрос. Когда решится проблема дефицита горючего в Украине и исчезнут очереди на АЗС

Топливный вопрос. Когда решится проблема дефицита горючего в Украине и исчезнут очереди на АЗС

В конце апреля Украина столкнулась с большим дефицитом топлива на АЗС. В последнюю неделю апреля заправиться бензином А-95 обычным водителям стало почти невозможно. Крупные сети АЗС продавали топливо или по талонам, или вовсе заправляли только экстренные службы. В Кабмине объяснили, что проблема возникла из-за вражеских ударов по нефтяной инфраструктуре и 29 апреля пообещали решить вопрос за неделю до 8 мая. 

Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В Киеве городские власти призвали жителей экономить и не использовать автомобили без крайней необходимости, а крупнейшие сети АЗС установили лимиты на продажу топлива в одни руки. Также правительство пообещало направить на рынок 70 тыс. тонн бензина и 40 тыс. тонн дизельного топлива, для погашения спроса.

Проблему очередей на заправках это не решило. Хотя на небольших АЗС за пределами больших городов, все же можно было заправиться заплатив за литр А-95 цену выше 55 гривен, что гораздо выше цен, которые установило правительство. Кроме того, в условиях дефицита активизировались торговцы топливными талонами, производители суррогатного бензина, а на некоторых неработающих АЗС можно было покупать бензин "из-под полы".

6 мая глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус заявил, что дефицит все еще остался поскольку есть логистические трудности из-за блокирования украинских морских портов и нехватки бензовозов и цистерн для поставок горючего в Украину. При этом Герус отметил, что в ближайшее время произойдет переформатирование рынка, и поставки горючего из стран Европы будут более ритмичны. Также глава парламентского комитета заявил, что ситуация с горючим улучшиться к середине мая.

Несмотря на увеличение лимитов на продажу бензина некоторыми крупными сетями АЗС по состоянию на 9 мая сложно сказать, что дефицит на топливном рынке ликвидирован.

Несмотря на то, что правительству не удалось сдержать обещания, некоторые шаги по наполнению страну топливом все же предпринимаются. Так, 6 мая Украина договорилась с Польшей о том, что бензовозы будут двигаться по территории наших стран без разрешений, а ранее похожие договоренности были достигнуты и с другими странами. Такой шаг вполне мог бы поспособствовать наполнению страны бензином при помощи автомобильного транспорта. Однако бензовозы не смогут завезти в страну нужное количество бензина и в условиях блокады морских портов главным каналом поставки нефтепродуктов является железная дорога. Но там тоже проблемы, связанные в первую очередь с перевалкой груза на границе. Еще одна проблема -- нежелание сетей АЗС хранить топливо на нефтебазах после вражеских обстрелов. 

Когда закончится дефицит бензина и что будет с дизелем

По словам директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна ослабить дефицит бензина на рынке удастся к концу мая. Это не значит, что проблема исчезнет совсем, однако лимиты на АЗС на отпуск топлива в одни руки вырастут на 20-30 литров.

"Рассчитываем, что в ближайшие 2-3 недели удастся хотя бы частично наладить железнодорожную логистику в Европе. Об этом сейчас правительство и украинские трейдеры активно консультируются с европейскими партнерами", — говорит эксперт. При этом он добавляет, что к середине лета рынок наполнят бензином, и через два или три месяца дефицит может исчезнуть совсем

Куюн отмечает, что данный процесс нельзя будет ускорить путем отмены государственного регулирования -- кроме роста цен это ничего не даст.

По его словам, после недавней корректировки формулы расчета граничных цен и увеличения к ней логистической составляющей она отвечает реалиям рынка и содержит достаточные стимулы для поставки нефтепродуктов как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.

"Между тем, правительство не контролирует и не наказывает за нарушение граничных цен, в связи с чем мы видим массу случаев отрытой и завуалированной торговли по спекулятивным ценам. Контроль и недопущение таких случаев могли бы способствовать увеличению числа работающих станций и тем самым снять напряжение и уменьшить очереди на объектах, которые ведут торговлю по регулируемым ценам", — говорит эксперт.

При этом основатель группы "Прайм" Дмитрий Лёушкин настроен более скептически. По его мнению, проблема с заправкой для легковых автомобилей будет кое-как решена к июлю.

"Уже в конце июня вы сможете заехать и заправиться с каким-то лимитом. Однако до конца года топливо вряд ли появится в свободной продаже как это было до войны", — говорит Лёушкин.

Он также отмечает, что без полноценных железнодорожных поставок рынок вряд ли удастся наполнить нужным количеством бензина. К тому же после обстрелов россиян игроки рынка просто опасаются хранить топливо на нефтебазах. Чтобы изменить ситуацию, нужно как-то компенсировать потери тем трейдерам, чье топливо будет уничтожено в результате вражеских обстрелов. Поскольку без гарантий государства вряд ли кто-то захочет рисковать миллионами долларов.

К тому же на топливном рынке останется проблема дефицита дизельного топлива. Сейчас, в мае, со стороны аграрных потребителей временное затишье, однако с началом уборки урожая спрос на дизель вырастет минимум в два раза.

"Начнется все в конце июня, когда на юге страны начнут собирать урожай зерновых, а продлиться этот сезон примерно до октября-ноября. Спрос вырастет в два раза и это не только потребление комбайнов в поле, но и вывоз сельхозпродукции на экспорт. Конечно поставки к тому времени вырастут, но это далеко от того объема потребления, с которым придется столкнуться", — говорит Лёушкин.

Главным катализатором дефицита топлива стал ажиотаж на АЗС 

По мнению аналитика профильного издания "НафтоРынок" Александра Сиренко главным фактором, из-за которого возник дефицит бензина на АЗС стал ажиотаж со стороны водителей. 

По его мнению в мае, бензина на украинском рынке не стало меньше чем его было в апреле. Наоборот, поставки топлива в Украину растут примерно на 10% каждую неделю. Однако из-за большого количества заправить полный бак АЗС продают больше горючего чем им успевают поставлять.

"Сейчас заправки продают в сутки столько топлива, сколько они никогда не продавали: бензовоз можно продать на региональной АЗС за пол дня. Такого до войны никогда не было. Только в очень хорошем месте в Киеве были такие объемы реализации. Но паника и ажиотаж сделали свое дело. Сейчас бензин это примерно как маски в марте 2020 года", — говорит эксперт.

По его мнению, ограничения введенные на АЗС только усугубили панику, и возникла ситуация, когда водители начали курсировать по АЗС в надежде заправить полный бак, хотя многим топливо по большому счету было не нужно.

"Полный бак дает водителю определенную иллюзию свободы действий, возможность уехать в случае необходимости. С начала решили бороться с ажиотажем ограничив объемы поставок 10-20 литрами в одни руки. Однако это дало противоположный эффект - люди ездят в поисках дополнительных 10 литров от заправки к заправке. Я думаю эту проблему можно было бы решить с помощью увеличения лимитов топлива на АЗС. Также свой эффект бы дало обращение первых лиц страны с призывом экономить бензин", — говорит Сиренко.

При этом он отмечает, что в странах ЕС, откуда в Украину поставляют топливо на АЗС кризиса не наблюдается. Да, после российского вторжения и санкций против РФ цены на нефть подскочили до 110-120 долларов за баррель. Из-за этого цены на бензин в ЕС сейчас превышают 1000 долларов за тонну. Однако украинский топливным кризис остается локальным кризисом, который никак не отображается на европейском рынке и топлива там хватит. В том числе и для Украины у которой из-за войны потребление топлива существенно снизилось. В свою очередь ажиотаж на АЗС взвинтил цены на всем украинском рынке топлива: и на оптовом, и в сегменте продажи топлива бизнесу.

"Ажиотаж можно было бы локализировать, введя на несколько дней комендантский час на АЗС для водителей. За это время сети могли бы заполнить топливом свои заправки и увеличить свои лимиты. Это бы устранило бы потребность водителей заправлять полный бак", - говорит эксперт.

При этом он отмечает, что изменить ситуацию могли бы и ранее обещанные правительством 70 тысяч тонн бензина и 40 тысяч тонн дизтоплива. Они так и не поступили на рынок, хотя такое количество топлива могло бы обеспечивать сети АЗС по всей стране примерно неделю. Однако заявления пока так и остались заявлениями и никаких аукционов либо же иных поставок на рынок пока не наблюдается.