Украинский бизнес уже закрывается, теряет рентабельность и повышает цены из-за стоимости газа и электричества

  • Степан Крьока

    корреспондент отдела "Промышленность и энергетика"

  • Наталья Лошакова

    Корреспондент отдела "Бизнес"

Украинский бизнес уже закрывается, теряет рентабельность и повышает цены из-за стоимости газа и электричества

В последние месяцы 2021 года бизнес получил платежки за газ с невиданными суммами. В декабре цена газа для бизнеса на Украинской энергетической бирже составляла 65-75 тысяч гривен за тысячу кубометров, что в 10 раз превышало цены декабря 2020 года. Стоимость коммунальных услуг и ковидные ограничения тоже делают свое дело, и бизнесу сейчас очень нелегко.

Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Так, владельцу небольшой гостиницы приходится платить минимум 15 тысяч гривен за отопление небольшого коттеджа, а некоторые производители керамики вынуждены закрывать бизнес и отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск на неопределенный срок. При этом бизнес даже не восстановился от последствий коронавируса и локдаунов.

Под угрозой оказались и производители продукции социального значения (пекари, производители молочной продукции, мяса птицы), резкое повышение цен на которые может стать причиной социальной катастрофы. Власти после долгих переговоров с производителями и газодобывающими компаниями пошли производителям социальной продукции навстречу и разработали механизм допуска производителей продовольственных товаров, имеющих существенную социальную значимость, к биржевым торгам по продаже газа. Министерство аграрной политики и продовольствия утвердило список производителей социально значимых продуктов, которые смогут получать газ с ограниченной наценкой. Уже 17 января прошли первые аукционы по продаже газа по льготной цене. 

"Топим дровами, но их хватит лишь на эту зиму"

“Наш мини-отель может принять за раз восемь человек, есть еще три коттеджа, — рассказывает Дмитрий, совладелец отеля на Закарпатье. — Лет 10 назад, когда начинал застройку территории, подвел к этому комплексу газ, и, честно говоря, уже тогда это было довольно дорого. Другие варианты обогрева не рассматривал, о чем сейчас  очень жалею, потому что подвести газ было ненамного дешевле установки теплового насоса. Правда, тогда поставил и мини-котельную на дровах как запасной вариант обогрева”. 

Этой зимой Дмитрий решил отапливать отель только дровами, поскольку посчитал, что в месяц на один коттедж уходит минимум 300 кубометров газа, а это примерно 15 тысяч гривен. Сам отель потребляет 650-750 кубических метров газа в зависимости от температуры на улице. А если к этому добавить счета за электричество, воду, канализацию и уборку, то предприятию вряд ли удастся работать без убытков. 

 “Страшно сказать, во сколько обойдется снять номер, чтобы топить газом и выйти в ноль. Отель сейчас отапливаем только дровами, есть еще запасы с предыдущих лет, но их хватит на эту зиму, и все. Сдавать все номера нереально, так бывает разве что 10 дней в году — на новогодние праздники”, — сетует Дмитрий.

При этом сфера туризма на Закарпатье еще не оправилась от кризиса, вызванного коронавирусом и локдаунами. В предыдущие годы заполненность гостиницы была ниже обычной на 30-40%, только летом 2021 года люди перестали бояться вируса и начали понемногу приезжать.

Предприниматель рассматривал и отопление электричеством, однако в настоящее время на это не хватит мощности. К тому же с января подорожало и электричество для бизнеса. Дмитрий также изучает возможность установки солнечной электростанции и ищет под это дело кредиты. Минус солнечных панелей в том, что зимой, когда как раз нужно больше электричества, выработка электроэнергии небольшая, потому что солнца мало. Однако летом панели могут стать неплохим подспорьем.

Дрова также не самый легкий из вариантов. Кому-то нужно постоянно быть в гостинице, подбрасывать их, греть и чистить котел, а сами дрова надо где-то купить, наколоть и разложить.

Закрыл семейный бизнес и уволил 230 человек из-за цены газа

“Мы производим фарфор: тарелки, чашки, блюда, всевозможная кухонная утварь, вазы и горшки для цветов. Наша продукция была чрезвычайно востребованной на российском, украинском и молдавском рынках. Во многом из-за цены: дешевле не было даже в Китае, поскольку все необходимые полезные ископаемые находились в 70 км от производства. Со временем мы подтянули производство, начали делать продукцию с красивым дизайном, рисунками, всевозможной формы”, — говорит Вячеслав Скориков, владелец завода по производству керамики “Авангард”, что в Славянске Донецкой области.

25 лет назад Вячеслав купил старый советский завод и начал его развивать, позже к бизнесу присоединились его сыновья. А этой зимой ему пришлось остановить производство и уволить 230 сотрудников  предприятия. Бизнесмену довелось объяснять людям, что с такими ценами на газ и электричество работать стало невозможно, а влезать в долги энергокомпаний Скориков не хочет. 

“25 лет создавая предприятие, я искал все возможные пути выхода из этого кризиса, — рассказывает Скориков. — Мне нужно было поднять стоимость продукции на 160-180%, чтобы выйти в ноль и люди продолжали работать. Я уже согласился с тем, что не зарабатываю, но очень хотел сохранить коллектив, чтобы люди не уехали на зароботки в Польшу. Я решил схитрить и стал поднимать цены постепенно. Первое повышение было в октябре, на 15%. После этого до 40% моих клиентов разорвали контракты. В декабре газ подорожал с 35 до 50 тысяч гривен за тысячу кубометров, я попытался поднять цены на свою продукцию еще на 10%. Тогда от сотрудничества со мной отказались и те, кому я раньше давал продукцию под реализацию. Продажи упали, бизнесу не удалось выйти хотя бы в ноль, предприятие пришлось законсервировать на неопределенный срок”.

Сейчас бизнесмен ждет, когда стоимость газа снизится хотя бы до 18 тысяч гривен за тысячу кубометров. Это позволит ему возобновить производство.

Ритейл вынужден будет повышать цены

“Повышение цен на энергоносители не является исключительно украинским явлением, это мировой тренд, — говорит Александр Шут руководитель PR-центра сети супермаркетов VARUS. — Для нашей сети этот рост уже заметно отразился на расходах: относительная доля затрат на коммунальные услуги выросла на 66%. Холодильное оборудование в супермаркетах, освещение, отопление торговых площадей требуют значительных энергоресурсов”.

По словам Александра, производителям продукции проще, поскольку они закладывают стоимость энергоносителей в себестоимость и повышают отпускные цены. Ритейл же покрывает расходы за счет наценки. 

“Мгновенно увеличить ее мы не можем, но со временем придется это сделать. Также наценка на часть товаров регламентируется Кабмином. Все эти совокупные убытки сети нужно покрыть, что приведет к росту цен в рознице и сделает товары менее доступными для населения. Мы понимаем, почему государство сглаживает рост регулированием наценок, и будем придерживаться норм постановления правительства. Однако на не социально значимые товары нам придется увеличивать наценку, чтобы компенсировать расходы”, — отмечает глава PR-центра.

Сокращать сотрудников VARUS не будет, сеть не планирует закрывать магазины, кроме тех, которые показывают низкие результаты. Но закрытие нерентабельных — это часть бизнес-процесса.

“Цены на социально значимые товары не вырастут. Со временем увеличится наценка на не социально значимую продукцию, но в рамках общего инфляционного тренда. Политика VARUS — предоставлять клиентам качественные продукты по доступным ценам, поэтому будем искать механизмы для ее реализации и в ситуации с повышением цен на энергоносители”, — отмечает Шут.

По ресторанам бьет дорогая коммуналка

“Газ используют всего около 10% ресторанов. В основном на их работу влияет стоимость электричества, — говорит директор Аналитического центра “Рестораны Украины” Ольга Носова. — Если говорить о том, что повлияет на рынок в 2022 году, то это даже не локдауны и коронавирусные ограничения, а стоимость коммунальных услуг. Все рестораторы уже это ощутили с начала отопительного сезона в ноябре прошлого года”.

Рестораны начали повышать цены еще в прошлом году на 10-15%, в этом году стоит ожидать еще повышения. Этому способствовало два фактора: увеличение стоимости коммунальных услуг и зарплат сотрудников на 15-20%, а это и есть фактическая прибыль ресторанов, которой сейчас нет. 

“Это типичная история в ресторанном бизнесе с конца прошлого года, когда даже успешные рестораны, где многие привыкли получать прибыль в районе 20%, не получили ее вообще. Ее съела коммуналка, подорожали продукты и выросли зарплаты. Большинство ресторанов сейчас работают без прибыли, а кто-то уже фиксирует убытки. Поэтому рестораторам придется повышать цены либо сокращать персонал”, — говорит Носова.

Рестораторы хотят включить в чек 10% за обслуживание. Такая практика существует во многих европейских странах. Ведь чаевые платят не всегда и неохотно, особенно, если расчет по карточке. Например, в Венгрии уже ввели обязательную оплату сервиса за обслуживание. Два года назад этого не было. Но в Украине об этом пока только говорят. 

Есть разные практики, например, когда ресторан забирает 2%, а все остальное идет официанту, при этом у него минимальная зарплата. Или когда официант работает сугубо на проценте или чаевых.

Все овощи могут заметно подорожать

“На картофельном рынке не радужная ситуация, потому что хранение картофеля подорожало почти в два раза, — говорит исполнительный директор Ассоциации производителей картофеля и эксперт плодоовощного рынка Оксана Руженкова. — Это случилось из-за повышения цен на энергоресурсы. По подсчетам прошлого года, один месяц хранения в камере мощностью 1 тысяча тонн стоит порядка 220 тысяч гривен, и это только один месяц и одна камера, а в хранилище их может быть и 7, и 10, и 20. Кроме того, хранить картофель нужно 7-8 месяцев. Неважно, сколько тонн будет в камере, вентиляционное и холодильное оборудование будет работать и тянуть ресурсы. При этом цены на картофель не выросли. Все видят, что картошка из всего борщевого набора сейчас самая дешевая. На фоне цен на энергоресурсы это убыток для предприятий”.

Если к этому добавить еще и стоимость подорожавших удобрений, то все овощи должны вырасти в цене в следующем сезоне. Но произойдет это или нет, пока говорить рано. Не раз и на разных культурах мы видели, что основной игрок на рынке — покупатель. Если у него денег нет, то ни производитель, ни продавец не смогут реализовать товар. 

“Интересно, что переработчики картофеля используют на производстве преимущественно электричество. Речь идет о производителях крахмала и чипсов. Оба продукта ориентированы на внутренний и внешний рынки. Особенно много в нынешнем сезоне можно было продать крахмала на экспорт. В прошлом году в Украине работало два крахмальных завода, а сегодня шесть. Но стоимость электроэнергии и газа плюс разница в курсе валют полностью нивелируют выгоду от экспорта. При таких тарифах невыгодно экспортировать”, — отмечает Руженкова. 

Из-за этого производители крахмала изучают другие способы заработка и диверсификации бизнеса. Например, один из крахмальных заводов пытается наладить промышленный выпуск органической посуды. Еще два предприятия собираются запустить более глубокие уровни переработки картофеля и из остатков сырья после производства крахмала намерены выпускать картофельный протеин (составляющая рациона в животноводстве, которую сейчас Украина полностью импортирует), пищевые волокна. 

Плюс на основе крахмала производят бады, закваску для пива, ржаного хлеба, диетическую крупу. Если сам крахмал не пользуется спросом у основных покупателей — производителей колбас и сосисок, то есть другие более интересные нишевые продукты. Конечно, такие уровни переработки требуют установки новых производственных линий и дополнительных инвестиций. Предприятиям сложно искать инвесторов. Они не очень охотно идут в Украину. Приходится брать весьма дорогие и долго окупающиеся кредиты. Второй вариант — активно работать с сырьевой базой и убедить картофелеводов выращивать специальные высококрахмальные сорта, из которых можно производить крахмал с высоким уровнем вязкости. Именно такой продукт пользуется спросом на внешних рынках.