Известный российский тележурналист Дмитрий Дибров: ”Я рад, что моему поколению — мне, Парфенову, Эрнсту — удалось попасть в те годы в эфир”

Известный российский тележурналист, продюсер, экс-ведущий программы «О, счастливчик!» решил заработать в Интернете на новом портале top4top
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

– Дмитрий, ваши поклонники болеют за дуэт Дибров — Трофимов в шоу «Две звезды». Их азарт разогревает ваше полное пренебрежение тем фактом, что вы профессионально петь не умеете. А зачем вам понадобился этот проект?

Честно говоря, я даже не знаю, почему меня туда занесло! Нам с Трофимом ничего не надо от шоу-бизнеса. Сергея ценят за гениальные песни. А меня… Не знаю, за что. Но я сейчас чаще торчу на телеканалах, чем раньше. Значит, кому-то нужен.

– Не знаю, как шоу-бизнес, а мои друзья вас ценят за «интеллектуальное хулиганство». В «Двух звездах» вы сознательно пытаетесь «хулиганить»? Почему, например, все участники придумывают эффектные костюмы, разыгрывают какие-то сценки, а вы нет?

Мы не стали одеваться в какие-то костюмы, потому что считаем, что форма вторична по отношению к содержанию. Ни одно из наших выступлений не было сделано «просто так». В любом есть какой-то смысл. Каждое мы продумывали так, чтобы зритель получал какую-то информационную пользу. Мне кажется, это намного лучше. Честно говоря, я бы смотрел именно такую пару, а не людей, которые поют позавчерашние песни из репертуара караоке. И при этом имитируют любовь, которой на самом деле там нет.

– Вот и в последней программе вы явно провоцировали жюри и публику — вышли вальяжно, спели будто на домашней вечеринке. А в результате зрители выгнали из шоу не вас, а певучую Королеву и ее красавца мужа…

Дело, наверное, в энергии. Кто ее недооценивает, тот и проигрывает.

Главные деньги — у народа

– А что сейчас творится на телевидении у вас, в России?

Мы обычно презираем аудиторию. Не знаю, как в Украине, но в России те, кто делает попсовые телепередачи, называют свою аудиторию на профессиональном жаргоне не «домохозяйки», а «домокозявки». Но сегодня даже такую аудиторию недооценивать преступно. Ведь основные деньги находятся у публики. Главные деньги — у народа. Сколько бы ни было денег у Абрамовича или Суркиса, все-таки их меньше, нежели у населения. Народ рождает деньги. Вот почему все ухаживают за населением. Люди хотят смотреть передачу «Малахов+», и руководство телеканала не может предложить другое. Вот почему одна минута рекламы на российском телевидении стоит 40-50 тысяч долларов. Вот почему так важны рейтинги. Есть такое высказывание одного человека: «Если бы я писал роман о пчелах, то главным героем там бы был мед, но я пишу роман о людях, потому главным героем являются деньги». Мы не должны обольщаться на свой счет: мы им интересны по той же причине, по которой пасечнику интересны пчелы. Из-за меда. А современное телевидение представляет инструмент пасечника.

– Какой должна быть программа, чтобы ее смотрело как можно больше людей?

Сейчас на российском телевидении все передачи похожи друг на друга до смешного: одни и те же люди танцуют и катаются на льду в одно и то же время. Причем сегодня показатели — и доля (среднее количество человек, смотревших телепрограмму от общего количества телезрителей в это время. — «ДЕЛО»), и рейтинг (то есть среднее количество человек, смотревших телепрограмму от общей численности исследуемой аудитории. — «ДЕЛО») — гораздо ниже, чем десять лет назад. Тогда рейтинг в 12-18% никого не удивлял. Например, рейтинг программы «О, счастливчик!» составлял 17%, и это было нормально. Сегодня рейтинг 7% — это чудо. А доля в 20% — просто колоссальный успех.

– Почему падает интерес к телевидению?

Потому что наступила эра цифрового телевидения и Интернета. Этого нельзя недооценивать. Интернет невозможно игнорировать.

– Поэтому вы и запустили свой интернет-портал top4top? Для кого этот проект?

Если бы Гайдай думал, кто его аудитория, то не получились бы у него «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию». Так и мне неинтересно знать ни профессию, ни социальный статус, ни возраст посетителей портала. Я хочу дать людям возможность самоорганизоваться, создать «державу света». Я создал портал, чтобы встретиться с себе подобными.

– Но вы как-то классифицировали свой новый проект?

Это интеллектуальный проект. Симбиоз медиа и социальной среды для интеллектуалов. Ресурс будет оснащен новейшими online сервисами. Там можно будет найти все, что угодно — музыку, политику, литературу. Правда, чего не будет — так это порно. А также мы будем следить, чтобы на наш портал не попадал спам.

– Сколько вложили в портал?

Около 15 миллионов долларов.

– Кто стал инвестором?

Финансирует проект инвестфонд Russia Media Ventures.

– Проект сможет окупиться? На чем будете зарабатывать?

Главный доход — это медийная реклама. Думаю, через пару лет ресурс достигнет самоокупаемости.

– Вы сами на какие сайты чаще всего заходите?

Я сижу на многих сайтах. Это и ЖЖ, и одноклассники.ру. Последний — очень интригующая вещь. Мне нравится, что люди со всего мира общаются и дружат в виртуальном режиме. У себя на портале я буду всеми возможными способами рекламировать «одноклассников».

– Почему вы запустили интернет-портал — понятно. А почему не занимаетесь телевидением? Ведь у вас огромный опыт работы в успешных проектах и ведущим, и менеджером?

Сегодня не получится, как при Ельцине. Тогда ты мог придумать что-то, а на следующий день это уже было в эфире. Сегодня за это придется дорого заплатить. Я рад, что моему поколению — мне, Парфенову, Эрнсту — удалось попасть в те годы в эфир. Пусть в то время не было качественной аппаратуры, но проекты были удивительные. А сегодня в цене газ, нефть. Россия живет жирно. Надо ждать, когда тебя пригласят. Вот я и жду, пока меня сами потащат на телевидение.

– В России зарплаты журналистов соответствуют качеству их работы?

В журналистике, как и везде, цену создает покупатель. Давайте посмотрим, за что платят журналистам. О чем они пишут и что снимают? Почему они хотят знать, кто с кем спит, кого как расчленили, куда маньяк спрятал пятилетнюю девочку? Потому что за это платят. Молодые журналисты дежурят под окнами знаменитостей, чтобы заснять сенсационные эпизоды из их жизни. Они это делают по заданию редакторов, а те, в свою очередь, пляшут под дудку аукционеров, которые разрушают наше население. Вот такое сегодняшнее лицо нашей журналистики.

– А есть в российской журналистике человек, который является, по вашему мнению, суперпрофессионалом?

Для меня журналист номер один в России — это Юлия Латынина. Мы все с разной долей успеха делаем свое дело. Кто-то делает в расчете на идеалистическую созидательную доктрину, кто-то — в расчете на свой элитарный ум, но Юлия Латынина — единственная, кто рискует жизнью. Не знаю, сколько ее еще будут терпеть. Но то, что она творит в России… От такого захватывает дух. У нее колоссальная информированность. Многие думают, что через нее сливают информацию. Почему же тогда через меня не сливают? Это журналистика. Без энергии и жертвенности журналистики не бывает. Была еще одна журналистка, но ее убили.

Программа всех времен и народов

– Большинство из идущих сейчас шоу и сериалов и на украинском ТВ, и на российском — адаптированные американские или европейские проекты. Почему владельцы каналов предпочитают покупать чужие идеи? Нет креативных людей или просто невыгодно возиться со своим?

Свое — это действительно невыгодно. А что до интеллектуалов, которые бы хотели создавать что-нибудь отличное от «Танцев на льду» или «Танцев со звездами»... Это люди милые и добрые. Они хотели хотя бы противостоять мейнстриму (mainstream — основное течение. — «ДЕЛО»), но как это делать, к сожалению, не знают. А создание телевизионной программы — это как написание иероглифа. Да, его смысл важен, но не менее важна каллиграфия. Вот этого не понимают большинство интеллектуалов.

– Какой из позаимствованных за рубежом форматов наиболее удачно прижился на российском телевидении?

На мой взгляд, лучше всего удалась программа «О, счастливчик!», которую я какое-то время вел. Теперь ее ведет Максим Галкин, и называется она по-другому — «Как стать миллионером». Это самая гениальная программа всех времен и народов, и количество ее зрителей — тому подтверждение.

– И что в ней такого, цепляющего тысячи людей?

Она не глупая и одновременно развлекательная. Я горжусь, что знаком с ее создателем Дейвом Бриксом. Кстати, он не имеет никакого отношения к телевидению. Брикс — профессор античной истории из Оксфорда. Он однажды рассказал, как к нему пришла идея такой программы: «Я подумал, а почему участие в суперкрупном проекте на британском телевидении — это удел только знаменитостей? Разве мой сосед по лестничной клетке не достоин такого суперкрупного проекта? Нужно посадить его в такую кутерьму, чтобы это было занимательно. И я, опираясь только на законы античного театра, придумал, как это сделать». Видите, какой гуманный посыл был у создателя этой программы.

– Успех вашей интеллектуальной «Антропологии», выходящей в конце 1990-х, так никто и не смог повторить. Может, уже ушло время, и зритель отвык поздними вечерами смотреть беседы с интересными людьми и звонить в студию с умными вопросами?

Да, просто так сидеть и болтать в кадре уже не время.

– Режиссер «Антропологии», москвичка Вера Кричевская, запускавшая «Свободу слова» с Савиком Шустером, а затем перезапускавшая это ток-шоу с Андреем Куликовым, обмолвилась, что думает восстановить «Антропологию» на IСTV. При условии, что вести ее будет один человек, не призналась, правда, кто. Не поступало вам от нее такого предложения?

Именно Кричевская мне ничего не предлагала. А вот другие украинские коллеги предлагали поработать в Украине.

– А на что бы вы согласились?

Согласился бы на такой проект, который позволил бы 2% населения Украины, способным действовать и мыслить, чувствовать себя комфортабельно. Меня интересует только эти 2%, на которых стоит Украина.

– Какие программы вам интересны как зрителю?

Сейчас смотрю исторический канал. Оказывается, я ничего не знаю ни о Пушкине, ни об Архимеде.

– А новости смотрите?

Смотрю, когда ем.

Автор благодарит рекламное агентство USP Creative & Events и компанию Davidoff за помощь в организации интервью.

Мнение Дмитрия Диброва о менеджменте на российском телевидении читайте в ближайшем номере журнала Marketing Media Review.

Info. Дмитрий Дибров Журналист, телеведущий, руководитель телепроектов.

Родился 14 ноября 1959 года в Ростове-на-Дону.
В 1981 году окончил отделение журналистики Ростовского госуниверситета. Работал в газете «Московский комсомолец», ТАСС.
С 1992 года работал в телерадиокомпании «Останкино» комментатором, главным режиссером, замгендиректора «IV канала».
1994 год — президент телекомпании «Свежий ветер».
1995 год — художественный руководитель канала ОРТ «Подъем».
1996 год — главный режиссер музыкального канала «НТВ-плюс».
1997 год — продюсер Дирекции утреннего телеканала ОРТ.
В 1998 году перешел на канал НТВ.
В 2003 году работал на телеканале «Россия».
В 2008 году открыл интернет-портал top4top вместе со Львом Новоженовым.

Холостяк с двумя детьми
Дмитрий Дибров на данный момент не женат. За плечами у него уже есть два брака. Сын Денис (от первого брака) выбрал профессию отца и сейчас учится в Институте телевидения и радиовещания. Дочь Лада (от второго брака) живет во Франции и учится в частной школе.

Канал НТВ
«Воскресенье с Дмитрием Дибровым» (1992-1994)
«Антропология» (1997-2001)
«Старый телевизор» (1998-1999)
«О, счастливчик!» (1999-2001)
«Аутодафе»(1999)

Канал «Россия»
«Вести. Подробности» (2003)
«Я готов на все» (2004)
«Просвет» (2002-2003)
Первый канал (Россия)
«Диалоги» (1993)
«Доброе утро» (1997)
«Ночная смена» (2001-2002)
«Народ против» (2002)
«Апология» (2002-2003)

Шоу для умныхтелезрителей
«Антропология» — первая и самая успешная авторская программа Дмитрия Диброва. Она впервые вышла 28 августа 1997 года на канале «Телеэкспо», а затем до 1998 года шла на «НТВ». В гости к Диброву приходили творческие люди — писатели, философы, математики. «Антропология» перестала выходить, когда Дибров перешел на проект «О, счастливчик!».

Науменко перепеть не удалось
Дмитрий Дибров, ставший сверхпопулярным ведущим телеигры «О, счастливчик!», тогда же решил начать музыкальную карьеру. Публике была представлена гитара стоимостью в несколько тысяч долларов и альбом кавер-версий Майка Науменко. Но «дибровскую» трактовку классики «Зоопарка» слушатели не приняли.

Алексей Мажаев, музыкальный критик:

«В манере Дмитрия Диброва стало заметно меньше искреннего участия к словам собеседника.
А ведь без фирменного «дибровского» куража вся его затея теряет смысл»