Патриотизм VS протекционизм

Если ты хочешь выжить в джунглях, в семье, в стране, на рынке, то ты не получаешь право быть непродуктивным, неэффективным или не выдерживать конкуренции только потому, что ты работаешь в Украине
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Логвин Андрей, генеральный директор modnaKasta, размышляет в своем блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста, в чем разница между экономическим патриотизмом и протекционизмом

Я не сторонник экономического патриотизма. Я считаю так: если ты хочешь выжить в джунглях, в семье, в стране, на рынке, то ты не получаешь право быть непродуктивным, неэффективным или не выдерживать конкуренции только потому, что ты работаешь в Украине.

Все эти движения "Не заправляйся на такой-то заправке, потому что они русские"… Я из бизнеса. Никто не знает структуру капитала чужого бизнеса, особенно в таком масштабе. В автозаправке российского бренда могут быть украинские инвесторы, а в украинской — русские. Все офшорные схемы придуманы, чтобы никто ничего толком не знал. Ни вы, ни Антимонопольный комитет, ни Кабмин, ни Нацбанк...

Это как в спорте: спортсмену не говорят работать меньше, ему говорят, что чем труднее, тем сильнее он становится. У украинской экономики не потому нет мировых достижений, кроме водки, что это украинские товары. А потому, что продукты пока не мирового уровня. modnaKasta не потому не покорила мировой рынок, что ее Украина не покупает, а потому, что продукт не того качества, которое необходимо миру.

И если сегодня украинцы скажут "Давайте не покупать на KupiVIP, Alibaba, Taobao или Amazon, давайте покупать все в modnaKasta", меня это сильнее не сделает, а только слабее. Я расслаблюсь: мол, это так классно, что у меня будут покупать только потому, что я в Украине родился. Я против льгот и привилегий. Дотировать нужно образование, какие-то фундаментальные вещи, которые устраиваются десятилетиями.

Есть здоровое явление — экономический протекционизм. Когда страна дотирует какую-то отрасль, как Польша аграриев. И если наших аграриев не дотируют, то мы априори оказываемся в худшей позиции, поэтому участвовать в гонке эффективно не сможем. Нужно, чтобы все стартовали с одной позиции, но ни в коем случае нельзя выдвигать Украину вперед по каким-то внешним признакам.

Хотя бы потому, что обойти, скажем, не украинское происхождение компании, очень просто. Когда церковь освободили от акциза на табак и алкоголь, то самым сильным импортером табака и алкоголя в Украине стала церковь.

Украинский производитель стал профессиональнее, продуктивнее и эффективнее. Живы шесть ткацких львовских заводов компании. У нас 12-15% брендов украинские, и они все стараются, изучают тренды, занимаются бизнесом, а не экономическим патриотизмом, как Россия.

Я своему сыну оставлю образование, а сколько бы денег у меня ни было — ничего он не получит. Я считаю, что это лучшее, что можно дать своему ребенку. Есть масса задач — образование, университеты. Моя задача — построить университет, сначала я думал, что онлайн, а теперь буду офлайн. Потратить деньги — это не задача. Но ты никогда не почувствуешь ценность чего-либо, пока не заплатишь за это ресурсами. А если ты сын богатых родителей, папа все равно умрет и оставит тебе деньги. Как недавно умер топ-менеджер мировой корпорации — от передозировки и в обществе сомнительной дамы. Я не хочу такого ни для Украины, ни для компании, ни для детей. В кризис тяжело всем. Конечно, хорошо бы, чтобы дали денег, но к этому готовиться нельзя.