Семь правил для борьбы Украины с офшорами

На днях Инна Шовкун из Института экономики и прогнозирования НАНУ сообщила, что с 1991 года из Украины в офшоры вывели $148 млрд. А ведь эти деньги могли пойти на промышленное развитие страны, если бы реформа фискальной системы была нацелена на деофшоризацию и детенизацию бизнеса. Как уменьшить возможности для уклонения от уплаты налогов, рассказали президент KTD Group Александр Громыко и глава Ассоциации украинских импортеров электроники София Арасланова
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Борьбу с налоговыми уклонистами в первую очередь нужно начинать со схем, которые использует крупный бизнес, затем браться за средний уровень нарушений, оставив напоследок относительно мелкие злоупотребления.

Коалиция "За детенизацию экономики" как бизнес с активной гражданской позицией намерен разработать и реализовать Концепцию по действенным методам борьбы со злоупотреблениями. В этом плане экспертами Института социально-экономической трансформации в марте было проведено исследование"Как снизить возможности для уклонения от уплаты налогов при импорте и продаже товаров?". И вот к каким ключевым выводам пришли эксперты:

1. Нужно провести полномасштабную налоговую реформу, включающую в себя:

  • снижение ставок прямых налогов (на доходы и труд) с замещением их налогами на недвижимость (по оценочной стоимости), что уменьшит стимулы для уклонения от налогов;
  • "перезагрузку" фискальной службы и реформу таможни, ликвидацию налоговой милиции и создание единого аналитического органа — службы финансовых расследований, сотрудники которой будут набраны на прозрачном конкурсе и будут иметь адекватные задачам зарплаты.

2. Детенизация экономики не должна сводиться только к усилению государственного контроля над малым бизнесом.

3. Разработать стратегию по снижению неформальной экономики, включающую усиление контроля за крупномасштабными уклонениями и закрытие каналов утечки капиталов в офшоры без налогообложения.

Что дальше делать с офшорами?

Мировая практика предлагает четкий и однозначный набор инструментов для решения задачи деофшоризации национальной экономики.

  • Общее правило противодействию уклонению от уплаты налогов (GAAR — general anti-abuse rule) предусматривает возможность признания операции искусственной, если ее целью преимущественно служит уменьшение базы налогообложения или получение налоговой льготы/вычета. GAAR позволит противодействовать подавляющему большинству популярных офшорных схем.
  • Правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (controlled foreign company rules), позволяющие взимать налог с прибыли иностранных компаний, перемещенные из Украины в низконалоговые юрисдикции и которые контролируются/управляются резидентами Украины. Правила практически лишают смысла применения стандартных офшорных схем.
  • Правило налогообложения рыночной стоимости актива на момент его перемещения из Украины (exit tax) — плательщик должен уплатить налог на прирост капитала при выводе актива (если оценка стоимости дает позитивный прирост капитала, накопленный за время нахождения актива в стране, разница подлежит налогообложению).
  • Правило признания иностранной компании налоговым резидентом Украины, если фактическое место ее управления находится в Украине. В этом случае компания будет обязана стать на налоговый учет и платить налог на прибыль в бюджет Украины. Обе вышеуказанные меры существенно усложнят жизнь любителям низконалоговых юрисдикций.
  • Правило по ограничению вычета процентов (limitations to the deductibility of interest), иногда используется название "правило тонкой капитализации", ограничивающее право плательщика по отнесению процентов на расходы по займам. Таким образом, перекрывается массовая транснациональная схема снижения налоговой нагрузки через предоставление кредитов с выплатой процентов по завышенным ставкам.
  • Модернизация механизма контроля трансфертного ценообразования (transfer pricing) путем введения отчетности и раскрытия информации для групп компаний, которые присутствуют в Украине и за рубежом. Так называемый "отчет с разбивкой по странам" (country-by-country report), содержащий обобщенную информацию о полученных доходах, уплаченных налогах в разных странах мира. Граждане Украины смогут воочию увидеть, куда крупный национальный бизнес уводит основные прибыли из страны.
  • Правила по предотвращению гибридных несоответствий (rules to tackle hybrid mismatches), позволяющие устранить двойные налоговые вычеты, возникающие вследствие различий между налоговыми системами государств и использующиеся для снижения налоговой базы (вычет возможен только в стране-источнике платежа).

Эффективность этого можно значительно усилить одновременным внедрением еще двух дерегуляционных проектов: "Валютная либерализация" (предусматривает полную отмену архаичных валютных ограничений) и "Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал".

Подобная комбинация, на наш взгляд, способна не только на 80% прекратить бегство капитала в налоговые гавани, но и продуцировать возврат сбежавших активов в страну и их включение в экономическую жизнь Украины.