Украинки не стремятся в большую политику

Глава комитета Верховной Рады по здравоохранению Татьяна Бахтеева рассказала «Делу» о своем опыте политика

Татьяна Дмитриевна, расскажите о ваших задачах как политика, в частности, как члена политсовета Партии регионов?

За девять лет работы в парламенте они не менялись. Задача у меня одна — помочь украинскому здравоохранению выйти на тот рубеж, что так необходим каждому человеку, который живет или рождается в Украине. Речь идет и о системе предоставления медицинской помощи, о пациентах, о медицинских работниках — их правах, заработной плате, социальной защите.
Работаю также с обращениями граждан, количество которых за последние два года выросло на 70%. Где-то просят помочь с ремонтом, бытовыми проблемами. Но в основном мне и моим коллегам по комитету приходится решать вопросы, касающиеся медицины.

Помните свой первый закон?

Конечно. Это был законопроект, который предусматривал дополнительные три дня оплачиваемого отпуска врачам, работающим в сельской местности.
Поначалу, когда я только пришла в парламент, считала, что если депутат разработал и подал закон, его надо принимать. Через какое-то время я поняла, что такое лоббизм, что некоторые законы лучше не принимать. Что зачастую, будет ли принят закон, завиcит не от того, насколько он нужен людям, а от того, кем он подан. На разработку закона уходят месяцы или даже годы. Но если ты в оппозиции, твой труд может оказаться напрасным. Коллеги по комитету (сейчас, кстати, в нем есть представители всех фракций) могут проголосовать против, поскольку они представляют другую политическую силу, а потом от неловкости опускать глаза. Такого не должно быть.

Сколько законопроектов разработано вами или при вашем участии и принято Верховной Радой?

Более 40, включая важные изменения в законы.

Какими законопроектами гордитесь?

Это законопроект об обязательном государственном медицинском страховании. Работодатели пока не готовы к предлагаемым изменениям. Но это очень важный и нужный Украине закон. Надеюсь, он будет принят в свое время.
За последний год был принят закон по СПИДу и прошли первое чтение законопроекты по борьбе с туберкулезом, а также об усилении контроля за оборотом лекарственных средств и специальных пищевых продуктов.
Большим достижением считаю также изменения в Бюджетный кодекс. Речь идет об изменении схемы финансирования сельской медицины.
Раньше средства шли из района в сельсовет, а его глава уже решал, когда, кому и что выделить. Медицина финансировалась по остаточному принципу: в конце года, если что-то осталось, после того как были решены вопросы с посевной, дорогами, отоплением. Результат — плохие показатели заболеваемости. Теперь средства сельским амбулаториям будут выделяться непосредственно из района. При этом районная администрация будет нести за это ответственность. Чтобы не было таких случаев, когда «скорая» не едет по вызову, ссылаясь на отсутствие топлива. Я уверена, что благодаря этим изменениям сельская медицина будет получать значительно больше средств.

Когда сельские медики и жители ощутят на себе эти изменения?

Как нововведения работают, увидим уже в этом году.

Как вы считаете, быть женщиной в политике — это преимущество?

Определенно.
В Европе считают, что в украинском политикуме мало женщин...
В нашем парламенте их только 8%. В парламентах европейских стран женщин значительно больше, в скандинавских — до 60%.

Реально ли украинке пробиться в большую политику, если у нее нет влиятельного папы или богатого мужа?

Реально. Женщина может стать политиком. Причем я бы сказала, что если есть богатый муж, большая политика не нужна. Если отец влиятельный, своими неосторожными действиями ему можно навредить.

Почему же тогда в украинском политикуме так мало женщин?

Видимо, они в политику попросту не стремятся. Да и не все мужчины побегут.

Что привело вас в политику?

Характер. Понимание того, что это — возможность изменить ситуацию в медицинской отрасли к лучшему. В 2002 году, будучи врачом, я была избрана депутатом Верховной Рады по мажоритарному округу в Донецке (Калининский и Ворошиловский районы). Меня выдвинул трехтысячный коллектив. Как только я приняла присягу, записалась не в бюджетный комитет, не в комитет евроинтеграции или какой-нибудь другой престижный, а в комитет по здравоохранению. Потом я избиралась в парламент по спискам Партии регионов и также работала в том же комитете (в Верховной Раде IV созыва — секретарем, V-VI созывов — главой комитета. — «Дело»)

Марина МОИСЕЕВА