Альтернативная энергетика имеет объективные препятствия для развития в Украине

Директор ООО "Винд Пауэр" Герман Айнбиндер в интервью "Делу" рассказал о конкуренции с "Ветропарками Украины", планах развития ветроэнергетики и что ДТЭК будет делать с электромобилями

По сути, ваш основной конкурент — "Ветряные парки Украины". Говорили ли вы о разделе территории влияния или совместных проектах?

У "Винд Пауэр" и "Ветряных парков Украины" — разные бизнесы. Наш бизнес — производство электроэнергии, у акционеров "ВПУ" — это, в первую очередь, энергетическое машиностроение. Поэтому мы не конкуренты. Что же касается сотрудничества, оно может лежать в плоскости технологической кооперации. Если нас устроит качество оборудования, цена и другие условия, мы готовы рассмотреть возможность сотрудничества с этой компанией.

Был ли проект Ботиевской электростанции принят уже после утверждения "зеленого" тарифа для ветряной электроэнергии? Работала бы компания в отрасли ветряной электроэнергетики при отсутствии "зеленого" тарифа?

Во всем мире возобновляемая энергетика развивается при поддержке со стороны государства. И, разумеется, наше решение о вхождении в ветроэнергетическую отрасль и начале строительства Ботиевской ВЭС было основано на стратегической привлекательности и экономической целесообразности. "Зеленый" тариф был и остается определяющим условием развития этого направления. Но мы ожидаем, что уже в ближайшие шесть-семь лет, учитывая развитие технологий и рост цен на углеводородное сырье, наступит паритет традиционной и альтернативной технологий в энергетике. Это позволит работать в сфере возобновляемых источников энергии на рыночных условиях.

Почему ДТЭК расширил свое влияние именно на ветрогенерацию, а не солнечную? Не было ли это причиной передела сфер влияния в украинской электрогенерации?

В 2008 году ДТЭК начал изучать возможности развития альтернативных видов генерации, включая ветрогенерацию, солнечную энергетику, малую гидроэнергетику, биоэнергетику. Наиболее перспективной была признана ветроэнергетика. Что касается солнца, в 2008 году стоимость 1 кВт установленной мощности составляла больше 4000 долларов. Огромный размер требуемых инвестиций и продолжительный период окупаемости делали проекты в солнечной генерации экономически непривлекательными. Тем не менее, это не значит, что мы окончательно отказались от этого направления.

Каковы дальнейшие планы компании в развитии ветряной энергетики?

Портфель проектов ДТЭК в области ветряной энергетики составляет более 1,2 ГВт. Это два ветропарка в Запорожской и Донецкой областях: "ДТЭК Приазовский" (550 МВт) и "ДТЭК Мангуш" (700 МВт). В 2015 году мы планируем ввести в эксплуатацию все 550 МВт ветропарка "ДТЭК Приазовский". Это достаточно амбициозный план, но уверен, что все наши проекты будут реализованы.

Ботиевская ВЭС стала для нас пилотным проектом. Это уникальный проект, который наша команда реализовала от идеи до реального воплощения. При этом пришлось столкнуться с множеством трудностей, связанных как с юридической и регуляторной стороной вопроса, так и с технической. У нас есть необходимый опыт и экспертиза, и строительство других станций должно занять меньше времени. Наши амбиции быть лидером в энергетике не ограничиваются только традиционными видами энергии.

В то же время есть объективные препятствия к стремительному развитию альтернативной энергетики в Украине. В частности, технические возможности по выдаче мощности в электрические сети. Кроме того, возобновляемые источники энергии, такие как солнце и ветер, непостоянны и требуют "поддержки" другими, маневренными мощностями. Для обеспечения стабильной выработки электроэнергии нужны тепловые электростанции, которые в случае необходимости смогут "подхватить" недостающую мощность. Еще одно ограничение — экономическое: возобновляемая энергетика еще долго будет требовать более высокого тарифа, чем традиционная — из-за более дорогих технологий.

Учитывая возможность принятия изменений к Закону Украины "Об электроэнергетике", со следующего года строительство новых ветропарков может стать невыгодным. Есть ли у ДТЭК свой альтернативный выход из ситуации?

Частое изменение законодательной среды не вносит уверенности в планы компаний, т.к. является одним из факторов риска, на который обращают внимание кредитующие банки. Чем чаще меняется законодательство, тем сложнее искать финансирование. В любом случае дальнейшее развитие бизнеса будет зависеть от экономических факторов. В то же время мы осознаем свою ответственность перед страной и ее жителями, потому заинтересованы в снижении влияния нашего производства на окружающую среду. Это касается не только альтернативной энергетики, ДТЭК также активно работает над тем, чтобы сделать тепловые электростанции более чистыми.

Планируется ли расширение зоны влияния на другие альтернативные источники энергии?

Моя задача как директора "Винд Пауэр" — реализация стратегических планов ДТЭК в ветроэнергетике. В то же время мы рассматриваем различные возможности для развития нашего бизнеса, в том числе и в альтернативной энергетике.

Немного отклонюсь от темы — ДТЭК занимается дистрибуцией электромобилей в Украине. Можно ли говорить о возможном будущем содействии ДТЭК формированию внутреннего конкурентного рынка электроэнергии между потребителями?

Уточню, что ДТЭК не занимается дистрибуцией электромобилей. Компания приобрела три электромобиля для собственных нужд, и пока исследует их поведение в различных условиях. В дальнейшем ДТЭК намерен способствовать развитию электрозаправочных станций и сетей. Кроме того, мы изучаем направление smart grids — "интеллектуальных электросетей", которые позволяют изменить систему учета электроэнергии и способствуют изменению взаимоотношений между потребителями, поставщиками и производителями электроэнергии. ДТЭК заинтересован в развитии инновационных технологий и поддерживает изменения регуляторной базы, усиливающие конкуренцию в отрасли.