Проблема гендерной дискриминации в украинском бизнесе — надуманная

Олег Стрекаль, директор по корпоративным вопросам "Эмвей Украина", считает, что в Украине нет проблемы "стеклянного потолка", а женщинам-бизнесменам просто не хватает образца для подражания

Почему компания Amway решила поддержать конкурс "Предпринимательский талант Украины-2012"?

Компания "Эмвей Украина" уже девять лет предлагает украинцам легкий старт собственного бизнеса. В этом контексте мы регулярно проводим исследования разных сторон отечественного предпринимательства. В частности, в мае-июне 2012 года с помощью агентства iVOX Ukraine мы провели национальное исследование женского предпринимательства. Оно показало любопытные результаты. Оказывается, у трети украинок (36%) нет образца для подражания в этой сфере. Мы сделали следующий вывод: женщины в Украине могли бы быть более активны в создании собственного независимого бизнеса, если бы у них перед глазами был вдохновляющий пример, некая ролевая модель бизнес-леди, которая уже достигла успеха. Чтобы найти таких харизматичных украинских предпринимательниц, мы решили организовать и провести первый национальный конкурс для женщин "Предпринимательский талант Украины-2012".

Каковы главная идея конкурса, его цель?

Глобальная цель всей инициативы — способствовать развитию женского предпринимательства в Украине. Конкретная задача конкурса — найти успешную женщину, которая могла бы стать источником вдохновения и образцовым примером для молодых украинок в организации их собственного независимого бизнеса.

Сколько заявок было подано на конкурс?

Прием заявок уже завершен. Всего на конкурс подано 139 работ. Суммарное количество голосов, отданных за ту или иную участницу в процессе онлайн-голосования за три недели достиг почти 23 тыс!

Представители какого бизнеса подали наибольшее число заявок на конкурс?

Наиболее популярная пятерка бизнесов, которым отдают предпочтения участницы нашего конкурса, выглядит следующим образом:

1. Мода/ производство одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений/ Рукоделье — 37 работ;

2. Услуги для бизнеса/ Консалтинг/ Кадровые агентства/ Юридические услуги/ Транспортная сфера — 22 работы;

3. Красота/ Здоровье/ Фармацевтика — 19 работ;

4. Образование — 19 работ;

5. Маркетинг/ реклама/ брендинг/ исследования — 18 работ.

Какие самые интересные заявки? Кто удивил?

Не хочется кого-либо выделять до оглашения результатов конкурса. Могу сказать, что удивила активность участниц, разнообразие работ, сфер бизнеса и мотивация. Для многих независимое предпринимательство стало источником вдохновения и самореализации. Эти женщины с особой охотой делятся своим опытом, открыты к новым возможностям.

Наблюдается достаточно широкий разброс по такому параметру, как размер бизнеса — от самозанятости, когда буквально один в поле воин, до предприятий с персоналом, который исчисляется десятком работников. Любопытно, что в ряде заявок были указаны виды бизнеса, которые сложно назвать "женскими", например, обслуживание авто и перевозки.

Каков призовой фонд конкурса?

Главная награда для победительницы конкурса "Предпринимательский талант Украины-2012" — курс бизнес-обучения в Киево-Могилянской Бизнес Школе (на выбор победительницы это может быть курс о бизнес-стратегии, финансах, маркетинге или управлении персоналом) либо участие во Всемирном конгрессе предпринимателей в Рио-де-Жанейро (Бразилия).

Как вы оцениваете вовлеченность женщин в бизнес в Украине?

Мы можем компетентно говорить о секторе прямых продаж. В целом, это семейный бизнес, в котором, однако, первую скрипку играют женщины. Из 250 тыс. дистрибьюторов Amway, с которыми компания сотрудничает в Украине, порядка 70% — это представительницы прекрасного пола. Именно они, как правило, начинают этот бизнес, и как только достигают в нем успеха, а это значит, соответственно, растет объем работы, масштаб и сложность управления, к нашим предпринимательницам присоединяются и мужчины — мужья. Компания "Эмвей Украина" предлагает быстрый старт собственного бизнеса с обучением и наставничеством, возможностью совмещать дом и работу, а также минимальными рисками. Эти условия оказываются наиболее привлекательными именно для женщин. Как правило, они дают возможность начать, сделать первые шаги в своем бизнесе. Потом, когда бизнес начинает приносить ощутимый доход, к ним присоединяются мужья, и дело становится семейным.

Насколько актуальна проблема "стеклянного потолка" в Украине?

"Стеклянный потолок" — вещь, на мой взгляд, искусственная. Проблема в том, что человек либо сам устанавливает себе пределы роста, либо позволяет, чтобы их установил ему кто-то другой (начальник, супруг(а), традиции, обстоятельства). В Украине работает множество компаний, в которых главными критериями карьерного роста выступают инициативность и профессионализм, а не гендерные различия. И если "стеклянный потолок" в одной компании непробиваем, возможно, в соседней его не будет существовать вовсе. Человека, который по-настоящему хочет расти, не остановят и бетонные потолки, не то что стеклянные.

Есть ли в нашей стране женские и неженские бизнесы?

Существуют, скорее, стереотипы женских и неженских бизнесов. Например, реклама, мода, косметика традиционно считаются женскими, а тяжелая промышленность, ІТ, инжиниринг — мужскими. Отложим в сторону виды деятельности и увидим, что суть бизнеса для всех одинакова: рождение идеи, стратегия и тактика ее воплощения, конкуренция... С другой стороны, пост-информационное общество стирает гендерные грани в профессиях. Побеждает прежде всего интеллект, а не мужчина или женщина как его носитель.

Конечно, что-то определяется гендерными различиями в психологии. Говорят, что женщины ориентированы на эстетику, процесс, построение отношений с людьми, кропотливую работу с деталями. Мужчины же легче идут на риск, жестче ведут себя по отношению к конкурентам. Но, в конечном итоге, бизнес — это индивидуальный стиль, это особенности, превращенные в достоинства. Это сложный сплав, который не создать по стандартному мужскому или женскому рецепту.