Аннулирование регистрации плательщика НДС — нечестная игра налоговиков

Что делать, если вы столкнулись с аннулированием Государственной фискальной службой регистрации плательщика НДС по причине ненахождения компании по месту регистрации

В последнее время к нам обратилось несколько компаний с одинаковой проблемой. Все они столкнулись с аннулированием Государственной фискальной службой регистрации плательщика НДС. Причина — ненахождение компании по месту ее регистрации (применяется подпункт "ж" п. 184.1 ст. 184 Налогового Кодекса Украины). Изучив проблему, мы пришли к выводу, что налоговые органы опять ведут нечестную игру с предпринимателями. Поэтому в сегодняшней колонке речь пойдет о том, как снизить риск потери статуса плательщика НДС и как обжаловать в суде действия налоговых органов.

Согласно п. 12.4 "Порядка учета плательщиков налогов и сборов", если налоговики не могут выявить фактическое местонахождение компании-налогоплательщика, они передают запрос в налоговую милицию. Именно она должна подтвердить несоответствие фактического местонахождения зарегистрированному.

Согласно закону "О регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей", налоговый орган должен направить сведения о таком несоответствии регистратору. Регистратор, в свою очередь, в течение пяти рабочих дней обязан отправить налогоплательщику почтой сообщение, где указывается, что налогоплательщику необходимо представить регистрационную карточку. Если налогоплательщик не направляет регистратору карточку в течение месяца, в Единый государственный реестр юридических и физических лиц-предпринимателей вносится запись об отсутствии подтверждения сведений. Если регистратору возвращается почтовое отправление, то в реестр вносится запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

Основываясь на записи в реестре, налоговики аннулируют регистрацию плательщика НДС, что приводит к негативным последствиям в хозяйственной деятельности предприятия. В частности, налогоплательщик теряет возможность отнесения сумм налога в налоговый кредит и выписки налоговых накладных, накопленные средства на счету в системе электронного администрирования НДС, и вынужден проводить условную поставку товаров, которые остались в учете в последнем отчетном периоде.

Самой простой рекомендацией для нивелирования рассматриваемого риска будет фактическое размещение офиса по адресу регистрации юридического лица. Если по каким-то причинам выполнение этого условия невозможно, необходимо наладить своевременное получение почты по адресу регистрации.

На практике многие предприятия ограничиваются тем, что направляют в налоговую письмо, в котором указывают адрес фактического местонахождения. Мы категорически не рекомендуем передавать письма подобного содержания в налоговые органы, т.к. в соответствии с п. 12.5 "Порядка учета плательщиков налогов и сборов" основанием для направления государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению является установление того, что фактическое местонахождение юридического лица не соответствует зарегистрированному. В таком случае наличие у налогового органа письма с указанием фактического местонахождения компании будет прямым доказательством того, что компания не находится по адресу своей регистрации.

По этой же причине плательщикам не стоит указывать на фирменных бланках, визитках и в других своих реквизитах два адреса: так называемые "юридический адрес" и "почтовый адрес".

К сожалению, даже организация налогоплательщиком получения почты по адресу фактического местонахождения ничего не гарантирует. На практике встречаются случаи, когда регистратор вносит запись в реестр без отправки предварительных запросов, что становится полной неожиданностью для налогоплательщика.

Административный способ обжалования решений налоговых органов (ст. 56 Налогового кодекса Украины) по аннулированию регистрации плательщика НДС в принципе не может привести к позитивному результату в тех случаях, когда регистрация аннулирована на основании записи, внесенной государственным регистратором с нарушениями. Дело в том, что в процессе административного обжалования налоговики могут пересматривать решения только нижестоящих налоговых органов, но не решения государственных регистраторов, пусть даже и вынесенных с нарушением процедуры. При предварительном неправомерном внесении записи в Государственный реестр предприятий, налоговый орган формально поступает правомерно, аннулируя регистрацию плетельщика НДС.

Для решения проблемы предпринимателям необходимо подавать судебный иск одновременно против налогового органа и государственного регистратора. Помните, что время играет не в пользу плательщика — в период аннулирования регистрации плательщика НДС он не может относить суммы налога в налоговый кредит и выписывать налоговые накладные с момента отмены регистрации, что приводит к прямым убыткам и затруднению предпринимательской деятельности. А решение вопроса через суд точно займет меньше времени, чем обращение в налоговую службу за административным обжалованием.

Положения "Порядка учета плательщиков налогов и сборов", как и нормы ЗУ "О регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей", предусматривают четкий порядок выявления факта отсутствия плательщика по адресу местонахождения и внесения в Единый государственный реестр соответствующих записей. Как правило, этот порядок грубо нарушается государственными органами. Это дает плательщикам хорошие перспективы при судебном обжаловании решений налоговых органов об аннулировании регистрации плательщика НДС.