Председатель совета директоров Nemiroff: У всех легальных производителей водки значительно упала доходность

Председатель совета директоров и президент компании Nemiroff Александр Глусь рассказал «ДЕЛУ», почему рынок алкогольной продукции в Украине уходит в тень

Александр, в июле текущего года произошло очередное повышение ставок акцизного сбора на алкогольную продукцию (до 34 грн. за литр). Как это отразилось на рынке?

Нужно понимать, что акциз — это налог на потребителя. Поднимать этот налог можно лишь тогда, когда возрастает покупательная способность. Именно так поступают в государствах, в которых работают правила рыночной экономики. В Украине ситуация противоположная — покупательная способность населения падает, а налог на потребителя растет. Пока сложно сказать, как сильно повлияет повышение акцизов на объемы потребления. До повышения акциза продукции производилось больше, чем требовал рынок, — частично производили на склад. Продукт со старыми акцизными марками и по старым ценам реализовывался розницей еще два месяца после повышения акцизных ставок. Только сейчас в торговле началась реализация водочной продукции по новым ценам. Как повышение акцизов отразилось на продажах, мы увидим по результатам года, но, к сожалению, тенденция роста теневого рынка уже прослеживается.

Снижали ли объемы производства?

Больше половины продукции, производимой в Украине, мы экспортируем. Объемы производства мы не уменьшали, ведь даже при условии снижения потребления водки в Украине возрастает спрос на нашу продукцию на внешних рынках.

Уточните объем производства и продаж продукции холдинга в Украине за 10 месяцев 2009 года.  

В условиях падающего рынка мы продолжаем наращивать объемы реализации и производства. За 10 месяцев этого года компания Nemiroff изготовила для рынка Украины около 3,4 млн. декалитров крепких алкогольных напитков, что на 6,6% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Увеличились также объемы реализации на рынке Украины (по отношению к прошлому году темп роста составил 11%) и составили 3,5 млн. декалитров.

Снизилась ли доходность водочного бизнеса из-за повышения акцизов и снижения спроса?

Доходность значительно упала у всех легальных производителей. Компании идут на это, лишь бы не потерять долю рынка. В низкоценовом сегменте компании вообще работают с отрицательной рентабельностью, чтобы не отдать рынок теневому производителю.

С какой рентабельностью работает компания Nemiroff на украинском и российском рынках? Где рентабельность работы выше?

Рентабельность нашего бизнеса напрямую зависит от рынка. Российский рынок более привлекателен по структуре выручки, но уровень затрат значительно уменьшает прибыль. Поэтому можно сказать, что мы работаем с одинаковой рентабельностью как в России, так и в Украине.

Компания также представлена на рынке слабоалкогольной продукции.

Продукция есть, рынка нет. Когда такая продукция начала появляться в Украине, то многие крупные производители алкогольной продукции также решили быть представленными в этой нише. По статистике, продажи слабоалкогольной продукции были очень высокими. Только потом мы поняли, что это была очередная схема ухода от уплаты акциза. То есть отдельные производители покупали акцизную марку для слабоалкоголки, а на полке магазина продавалась водка.

Кроме резкого повышения акцизов, с какими трудностями еще приходится сталкиваться на украинском рынке?

В прошлом году цены на спирт повышались 4 раза, в этом — 1 раз. Вести нормальную работу компании — бюджетирование, планирование, маркетинговую стратегию — в таких условиях крайне сложно. В определенный момент вы понимаете, что из-за очередного повышения цены на спирт ваша продукция уже вышла из своего ценового сегмента на внешнем рынке. Что такая себестоимость продукции не дает возможности работать в том сегменте, к которому привык покупатель. А это означает: в срочном порядке необходимо менять стратегию маркетинга, рекламного продвижения и т.д. Мы неоднократно заявляли, что необходимо менять структуру собственности спиртзаводов. Государство — неэффективный собственник.

Это и повлияло на решение разливать продукцию в России?

Да, при импорте продукции из Украины мы не могли попасть в экономсегмент. Себестоимость была выше. Это было большой проблемой, ведь доля низкого ценового сегмента в России составляет 78%. Поэтому мы и приняли решение разливать продукцию на базе российского предприятия. Сотрудничество с Ярославским ЛВЗ позволяет нам попадать в экономсегмент.

Какая доля вашей продукции, представленной на российском рынке, ввозится из Украины, а какая разливается в России?

Если считать в декалитрах, в России производится порядка 10% продукции, реализуемой в этой стране под нашими торговыми марками, остальное экспортируется из Украины. Повторюсь, что мы производим в России только продукцию линейки экономсегмента: водки «Немировская особая», «Nemiroff Ржаная украинская отборная» и «Nemiroff Пшеница украинская отборная».

Не рассматриваете возможность производства на базе других российских предприятий?

Такой необходимости пока нет. Следующий шаг, который мы со временем сделаем на российском рынке, — строительство собственного предприятия. Если бы не кризис, мы бы уже начали реализацию этого проекта.

С местом уже определились?

Сейчас с украинской площадки основные объемы отгружаются на все рынки нашего присутствия. Производство, которое мы построим в России, будет полностью обеспечивать российский и китайский рынки. Украинская площадка будет по-прежнему обеспечивать украинский рынок, а также рынки Европы, Северной и Южной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. С точки зрения логистики, в России предпочтительно построить завод в районе Золотого кольца, ведь мы в первую очередь ориентируемся на российский рынок. Он для нас является приоритетным. Если смотреть на наши планы только на следующий год, то планируемый объем продаж может быть обеспечен имеющимися производственными мощностями. Мы не продадим больше, чем сможем произвести в Украине и на Ярославском ЛВЗ, где мы увеличиваем объемы производства. Если вдруг рынок вырастет быстрее, чем мы рассчитываем, я уверен, что мы найдем, с кем скооперироваться.

Насколько планируете увеличить объемы в следующем году?

Примерно на 12-15%.

Компания заявила о планах разлива своей продукции в Беларуси. Определились ли уже с производственной площадкой?

Белорусский рынок интересен тем, что при объеме около 9 млн. декалитров импортируется всего лишь 27 тыс. декалитров. Имеющейся квоты нашим поставщикам хватает ровно на месяц. В середине октября мы подписали меморандум о сотрудничестве с госконцерном «Белгоспищепром». Договорились о возможности контрактного разлива ликеро-водочной продукции на мощностях одного из предприятий концерна. На данный момент находимся на заключительной стадии выбора площадки. Просмотрели практически все возможные варианты — около 10 предприятий.

Можете определить наиболее реальные варианты?

Вероятнее всего, контракт заключим с Брестским или Витебским ЛВЗ либо с минским «Кристаллом».

Сколько планируете инвестировать в развитие производственной площадки в Беларуси?

Это во многом будет зависеть от самой площадки. Мы придем со своей технологией.

В прошлом году в компании было создано отдельное подразделение Nemiroff International. На сколько увеличились объемы продаж компании на внешних рынках после подобных структурных изменений?

В рамках Nemiroff International существует несколько направлений. Это американский рынок, Европа, Азия, Тихоокеанский регион и Duty Free. По каждому из этих направлений мы меняли нескольких менеджеров, пытались найти такого профессионала, который сможет выстроить стратегию работы компании на этих рынках наилучшим образом. В определенный момент мы поняли, что самый лучший специалист по продажам в Украине не сможет эффективно продвигать продукцию на внешних рынках, поскольку не знает их особенностей. Поэтому мы пригласили локальных специалистов. Мы не хотим продавать продукцию за рубежом только через этнические магазины, развиваем сотрудничество с национальными дистрибуционными компаниями в ключевых для нас странах.

На каких внешних рынках наблюдается наилучшая динамика?

Я бы отметил Китай, Германию, США, Италию и Румынию.

В этом году ваш маркетинговый бюджет вырос по сравнению с прошлогодним?

Из-за девальвации национальной валюты в долларах он остался на уровне предыдущего года.

А в следующем году?

Вырастет ввиду вывода на рынок новых торговых марок.

Есть ли у компании сложности с обслуживанием долговых обязательств?

Мы пользуемся некоторыми механизмами краткосрочного привлечения средств, с тем чтобы произвести предоплату акцизов, такими как, к примеру, векселя или овердрафты. Долгосрочных обязательств у нас нет.

Как компании удается развиваться без привлечения кредитов?

Немаловажную роль в этом сыграла своевременная реструктуризация бизнеса. В итоге мы создали максимально эффективную модель и смогли найти ресурсы внутри компании. Мы реорганизовали группу компаний в холдинг. До этого у нас было несколько юрлиц, каждое со своим гендиректором. Управлять такой структурой было сложно даже с точки зрения постановки задач. Мы создали управляющую компанию (занимается операционным управлением). За разработку стратегии отвечает совет директоров.

Как реструктуризация отразилась на финансовых показателях компании?

Реструктуризация дала возможность сократить внутренние издержки, за счет чего удалось высвободить порядка 30% средств от общего объема годового оборота компании.

Вы одновременно занимаете пост председателя совета директоров и президента управляющей компании. Планируете ли вы отойти от операционного управления?

Это закономерно. Если бы не кризис, я уже разделил бы эти направления деятельности.

Рассматриваете ли возможность продажи своей части бизнеса?

Бизнес есть бизнес. Когда серьезное предложение поступает, его, безусловно, рассматривают. Но это не входит сейчас в наши планы.