Представитель ВФБ: Размещение на Варшавской бирже планируют около двадцати украинских компаний

Директор департамента развития бизнеса ВФБ Роберт Квятковский рассказал, сколько украинских компаний могут провести размещение акций на Варшавской бирже в этом году, а также о том, почему украинские эмитенты «променяли» Франкфуртскую биржу на Варшавскую

По Вашим оценкам, сколько украинских компаний проведет размещение акций на Варшавской фондовой бирже в 2011 году?

Компаний, которые планируют размещение на ВФБ, наверное, очень много – не ошибусь, если скажу, что таких около двадцати. Это как крупные компании, которые планируют размещение на Главной площадке, так и те, кто ориентируется на NewConnect. Но планировать размещение и реально продать акции – это совершенно разные вещи.

Если рассматривать те проекты, которые сейчас находятся на разных уровнях подготовки, думаю, на Главную площадку ВФБ до конца года может выйти еще 3-4 украинских компании (о намерениях провести IPO на Главной площадке ВФБ уже заявил производитель аккумуляторов «Веста» и группа компаний «Агрополис» – «Дело»), на NewConnect – четыре-пять.

А если говорить об эмитентах не только из Украины, но и из других стран. Сколько компаний может разместиться на ВФБ до конца года на основной площадке?

Думаю, около пяти.

И три или четыре из них – это украинские эмитенты…

Да, Украина для нас сейчас – это основной рынок.

В феврале этого года стало известно, что первое IPO на Варшавской бирже готовит российская компания – «дочка» одного из крупнейших агрохолдингов России – Valars Group – кипрская компания Valinor. Как вы думаете, зачем россиянам выходить на Варшаву, когда у них в стране есть свой ликвидный и емкий рынок?

Их устраивает стоимость сельскохозяйственных компаний на Варшавской бирже. Надеюсь, россияне останутся довольны спросом, высокой оценкой и ликвидностью своих акций на нашей бирже.

Какова географическая структура инвесторов, кто покупает акции украинских компаний?

В основном – это внутренние, польские инвесторы. На них приходится более половины всех приобретенных бумаг. Но в данном случае я говорю в целом о бирже, отдельно по украинским компаниям я информацией не располагаю.

В распоряжении частных пенсионных фондов Польши находится около 50 млрд. евро, из них 40% могут быть размещены в акциях. Крупными покупателями бумаг выступают также публичные инвестиционные фонды.

Интересней Франкфурта

Еще несколько лет назад основной зарубежной площадкой, на которой украинские компании привлекали акционерный капитал, была Франкфуртская биржа. Варшавская фондовая биржа в короткие сроки обошла Франкфурт и стала основной площадкой, куда «захаживают» украинские эмитенты. Почему так произошло?

На Франкфуртской бирже украинские компании размещали депозитарные расписки. Этот инструмент действительно может быть интересен компании, если ее основная задача – привлечение капитала и ничего больше. Если же компания хочет обратить на себя внимание участников рынка, своих потенциальных партнеров, планирует привлекать новый капитал, такой вариант ей не очень подходит.

Дело в том, что все размещения депозитарных расписок на акции украинских компаний во Франкфурте были закрытыми, то есть это были частные размещения (private placement). В отличие от частного, при публичном размещении акций эмитент обязан публиковать проспекты эмиссии, отчитываться по своим финансовым показателям, сообщать о других событиях, которые могут существенно повлиять на его работу, то есть он обязан становиться публичной компанией. Соответственно, компания растет в глазах своих партнеров, кредиторов и так далее, повышается уровень доверия к ней.

Вот один наглядный пример. После того, как агрохолдинг «Астарта» провел IPO на Варшавской бирже, вскоре они заключили очень крупный контракт на поставку сахара компании «Кока-Кола Бевериджиз Украина». Думаю, «Кока-Кола» смотрела не только на стоимость и качество покупаемого продукта, ее также интересовало, с какой именно компанией она будет иметь дело. 

То есть IPO не только позволяет привлекать капитал, но и развивать бизнес.

Украинский NewConnect

ВФБ владеет 25% акций украинской биржи «Иннэкс». Каковы планы ВФБ по отношению к этой фондовой площадке. Вы, как директор департамента развития бизнеса ВФБ, часто встречаетесь с представителями биржи «Иннэкс»?

В отношении «Иннэкс» мы на данный момент рассматриваем несколько вариантов развития. Но об этом пока еще говорить рано.

То есть продавать свою долю в «Иннэксе» ВФБ не планирует…

О продаже речь не идет. Это наша инвестиция в инфраструктуру фондового рынка Украины. Мы рассматриваем украинский рынок не только с точки зрения интереса к компаниям-эмитентам, но и как бизнес по созданию конкурентной фондовой площадки. Но здесь очень многое «привязано» к украинскому законодательству, к его либерализации в этой сфере. Но могу сказать, мы довольны этой инвестицией…

Чем именно? Разве этот проект приносит вам прибыль?

Прямого дохода от этого проекта сейчас действительно нет, но есть какие-то косвенные выгоды – это, например, эффект присутствия на перспективном украинском рынке.

Если развивать «Иннэкс», то, наверное, как альтернативу рынку NewConnect в Польше, где могут размещаться небольшие компании с относительно короткой историей…

Это один из вариантов, который также рассматривается. Но более подробно об этом я пока говорить не готов.