Рецепт роста: деофшоризация экономики, уменьшение налогов и сокращение публичных финансов

В Украине необходимо создавать условия, чтобы таможня была максимально автоматизирована и в ней минимально присутствовал фактор принятия решений человеком

Споры о низком качестве налогового законодательства в Украине — не новость. Но как сделать, чтобы оно соответствовало экономическим реалиям, способствовало привлечению иностранных инвестиций, учитывало интересы не только бизнеса, но и государства, а не приводило к увеличению документооборота и усложнению администрирования налогов? Вывод очевиден: правила для бизнеса нужно согласовывать с самим бизнесом, который реально платит налоги.

В прошлом году Украинская рада бизнеса утвердила 10 приоритетных направлений для развития украинского бизнеса. Одним из них стало принятие нового Налогового кодекса Развития и Таможенного кодекса. Он направлен на деофшоризацию экономики, радикальное уменьшение размера прямых налогов, модификацию налога на землю, а также снижение расходов бюджета, который перераспределяется через публичные финансы, к целевому показанию 35 % от ВВП.

21 мая был подписан закон 466-IX (бывший законопроект №1210) "О внесении изменений к налоговому кодексу Украины касательно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неточностей в налоговом законодательстве". Этим законом вводятся так называемые КИК — контролируемые иностранные компании, украинские владельцы которых обязаны регистрировать их в фискальных органах и платить налоги.

Из позитивных моментов в этом проекте — упрощение системы налогообложения. Скажем, исключены грузовые авто из объектов, не подлежащих амортизации ФЛП на общей системе налогообложения. Уменьшается с 15 до 10 дней срок, по истечению которого плательщик единого налога третьей группы по ставке 5% может подать заявление об изменении ставки этого налога на 3%. Ограничено распространение льготы в виде земельного налога на плательщиков единого налога 1-3 групп при предоставлении недвижимого имущества в аренду.

Особое внимание бизнеса — к изменениям, касающимся налога на прибыль предприятий. Расширяется круг налоговых агентов, а это и юридические, и физические лица. Для последних — существенная поправка о повышении лимитов. Для первой группы лимит поднят до 1 млн грн, второй группы — до 5 млн, третьей — до 7 млн. Собственно, эти изменения созрели давно, потому что за последние пять лет гривня обесценилась в три раза, а минимальные зарплаты выросли. Так что увеличение лимитов объемов частным предпринимателям — это позитив.

Но я о другом. Глобальная тенденция так называемой деофшоризации закономерно становится локальным трендом и для Украины. Сделать бизнес прозрачным для всех — задача не только государства, но и бизнеса в целом. Нормативное урегулирование деятельности контролируемых иностранных компаний нашло свое отражение в дополнении к Закону 1210.

Суть правил КИК заключается в том, что государство может облагать налогом прибыль иностранных компаний, которые контролируются его налоговыми резидентами. В частности, если физические и/ или юридические лица — налоговые резиденты Украины, юридически или фактически контролируют иностранные компании, при определенных условиях, они могут быть обязаны уплатить налоги с прибыли таких иностранных компаний в Украине.

Правила КИК распространяются на физических и юридических лиц — налоговых резидентов Украины, которые контролируют КИК. Если физическое лицо постоянно проживает в Украине и его центр жизненных интересов (семья, бизнес, дети и т.д.) находится в Украине, вероятнее всего такое лицо будет признаваться налоговым резидентом Украины.

В новом документе уточняется порядок и особенности налогообложения нерезидентов в части дополнения перечня доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины, подлежат налогообложению, в частности: прибыли от осуществления операций по продаже или иного отчуждения акций, корпоративных прав, долей в иностранных компаниях, организациях, созданных в соответствии с законодательством других государств, кроме находящихся в обращении на фондовой бирже.

Также этим законом внесены изменения относительно определения базы налогообложения НДС для операций по экспорту товаров за пределы таможенной территории Украины. Например, согласно этим нововведениям, базой налогообложения для операций по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины является договорная (контрактная) стоимость таких товаров, указанная в таможенной декларации, оформленной в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Украины.

В перспективе необходимо создавать условия, чтобы таможня была максимально автоматизирована и в ней минимально присутствовал фактор принятия решений человеком, например, как в Эстонии, Сингапуре или Китае; обмен данными между таможнями основных стран-импортеров происходил в автоматическом режиме; у таможни не должно быть плана по сбору платежей в бюджет, так как это государственный сервисный орган, а не самостоятельно создающий и генерирующий поступления в бюджет.

Следует добавить, что по некоторым расчетным и статистическим данным, наиболее целесообразным подходом представляется скорее сокращение уровня государственных расходов до 35-37% от ВВП, с соответствующим снижением налогообложения. На данный момент Украина входит в десятку стран с наибольшим числом расходов государственного сектора на ВВП. Например, в соседних Румынии и Болгарии перераспределение через публичные финансы составляет 35% от ВВП — то есть, на 10% меньше, чем в Украине. В Польше перераспределяется почти столько же, сколько и у нас, но не стоит забывать, что у них гораздо выше качество государственных услуг. Все остальные европейские страны перераспределяют через публичные финансы намного меньше, чем мы.

Несмотря на то, что такой сценарий поможет Украине получить наибольший эффект с точки зрения экономического роста, все понимают, что такое радикальное и быстрое сокращение уровня перераспределения ВВП через государственный сектор может стать шоком для экономики в краткосрочной перспективе из-за резкого сокращения занятости в государственном секторе и частного потребления.

Сократить государственные расходы до 35% — это довольно сложная задача. Но чтобы сделать влияние такого сокращения нейтральным, необходимо осуществить его за счет статей расходов, наименее эффективных с точки зрения влияния на совокупный спрос. И одновременно понижать налоги, больше всего влияющие на этот совокупный спрос.