США и Китай нашли консенсус по "Мотор Сич". Киеву достаточно не вмешиваться и не навредить

В последние дни мы видим несколько знаковых событий в кейсе с покупкой китайскими инвесторами украинской компании "Мотор Сич".
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Развернувшиеся с калейдоскопической скоростью события последних дней вокруг "Мотор Сич" — признак достижения негласного консенсуса между США и Китаем в вопросе контроля над украинским производителем авиационных двигателей.

А это значит, что официальному Киеву и его государственным институтам нужно сделать самую малость — следовать гиппократовскому принципу "не навреди" — просто не вмешиваться. Ведь опыт уже показал, что украинские элиты не располагают ни политическими, ни дипломатическими навыками высшего пилотажа в разыгрывании многоходовых комбинаций с "большими ребятами" — ключевыми геополитическими субъектами.

"Большие игроки" всегда найдут выход и всегда договорятся не в ущерб себе — это историческая аксиома. Но если Украина вмешается в размены мощных субъектов, то просто повторит судьбу безымянного пехотинца, павшего в войне, которая неизбежно закончится мирными переговорами и обоюдным благоденствием "больших ребят".

В последние дни мы видим несколько знаковых событий в кейсе с покупкой китайскими инвесторами украинской компании "Мотор Сич".

Первое: китайская Skyrizon попадает в официальный перечень компаний, сотрудничество с которыми Минторг США мониторит при помощи выдачи спецлицензий своим же американским компаниям. Компании из КНР присвоен статус MEU — Military End-User. Пребывание в этом списке — отнюдь "не конец света", поскольку в нем же находится китайская государственная самолетостроительная корпорация COMAC, но это совершенно не мешает американским же компаниям быть ключевыми поставщиками двигателей, запчастей и комплектующих для производства китайских самолетов.

Ранее я подробно раскрывал тесные корпоративные и бизнес-связи между компаниями авиационной отрасли США и КНР. Прозрачность и контроль — реальная роль американских списков MEU, которые отнюдь нельзя рассматривать как "санкционные списки" — это словосочетание не более, чем слова для броских заголовков в СМИ и создания воинственной политической риторики. Но люди, принимающие решения на высшем политическом уровне, в том числе в Украине, должны отличать факт от его интерпретации — это и отличает государственного менеджера от обывателя.

Второе: украинская "Мотор Сич" обретает контракт на поставку 400 двигателей для нужд Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

Попытаемся разобрать хитросплетения смыслов, стоящих за этими событиями.

Первое: включение Skyrizon, не имеющей собственного производства авиадвигателей, в список Military End-User компаний, ассоциированных с китайским ВПК в целом и НОАК в частности, по сути означает не что иное как признание в Вашингтоне "Мотор Сич" китайским предприятием. Иными словами, в США уже не видят шансов "открутить" законную сделку и помешать переходу контроля над "Мотор Сич" под китайский контроль, и считают это лишь вопросом времени.

Второе: заключение со стороны "Мотор Сич" не бывало крупного контракта на поставку 400 двигателей для нужд НОАК (если это не фантазия или схема "богуслаевского" менеджмента предприятий) означает, что и в Китае на высшем уровне воспринимают украинского производителя как "дружественное" и близкое через международные акционерные связи китайское предприятие. Объективности ради здесь нужно пояснить некоторые особенности КНР с акцентом на специфику китайской оборонки.

Поднебесная никогда не занимается благотворительностью — каждый ее шаг подчинен четкой стратегии на пятилетки и на десятилетия вперед. Это значит, что Китай охотно помогает и поддерживает свой бизнес, чья деятельность совпадает со стратегическими интересами и целями страны. Украина могла бы этому только поучиться. Но главное — не все знают, что Китай УЖЕ располагает собственными авиационными двигателями. Они не только аналогичны запорожскому, но уже технологически продвинулись вперед — это значит, что китайская оборонка обретает независимость от поставок из-за рубежа. И если бы в Пекине не считали украинскую "Мотор Сич" близким и дружественным ей предприятием благодаря акционерным связям китайских компаний с ней, украинскому заводу не видать этого контракта — заказ на производство 400 двигателей был бы размещен в Китае.

Ярким подтверждением этому является еще один простой малозаметный для неспециалиста факт: крупный контракт в интересах НОАК прошел все согласования в китайской бюрократической системе всего за два месяца. Для КНР это можно считать "гиперзвуковой скоростью". Но этого никогда не случилось бы, если китайцы хотя бы на миг усомнились в вопросе получения контроля над украинским заводом: по международному арбитражу или мирным путем.

Именно эти малозаметные для неопытного глаза факты и стоящие за ними детали говорят о том, что на самом высоком уровне в Китае и США есть консенсус по вопросу контроля над "Мотор Сич": США "отпускают" ситуацию и китайцы получают контроль над украинским заводом, а американцы получат понимание прозрачных цепочек движения продукции и технологий для НОАК — это удовлетворит обе стороны, поскольку будет достигнут баланс интересов в ситуации, где в принципе не может быть победителя.

К тому же нужно помнить простой факт, что "Мотор Сич", как и весь постсоветский авиапром, исторически связаны с Китаем. Недавний контракт компании на поставку 400 двигателей — несомненно, заметная новость. Но (опять же, если это не выдумка цепляющихся за контроль над предприятием "богуслаевцев") здесь нет ничего сверхъестественного, поскольку на протяжении десятилетий Китай эксплуатирует авиатехнику производства экс-СССР, которые построены на основе силовых агрегатов и компонентов "Мотор Сич".

Парк такой технике в КНР, по самым скромным подсчетам, составляет около 1 200 единиц моторов, которым требуется и регулярный сервис. Ремоторизация и сервис парка действующей авиатехники в КНР, а также возможность принять участие в создании новых машин, которые выполняют также широчайший спектр гражданских и гуманитарных задач, — традиционные задачи украинской компании. И наличие среди ее акционеров украинской группы DCH Александра Ярославского — гарантия сохранности технологий, а также гарантия, что они останутся в Украине. Ярославский, как инвестор-виртуоз, прекрасно сознает, что именно запатентованные технологии — это и есть и жемчужина, и долгосрочная ценность завода "Мотор Сич".

Эти технологии — курица, несущая золотые яйца в перспективе на десятилетия. Ни один долгосрочный инвестор в здравом уме и твердом рассудке не допустит трансфера или раскрытия технологий, составляющих ядро долгосрочной ценности "Мотор Сич". Как Microsoft или Apple не раскрывают исходные коды своих решений — именно поэтому компании стоят миллиарды. Двигатели, комплектующие и сервис продавать будем, но технологии — нет.

Возможно, многие представители "правящего квартала" в Украине не могут мыслить такими бизнес-категориями, из-за этого и родились параноидальные идеи о "переезде" "Мотор Сич". Это может прийти в голову лишь людям, главные бизнес-достижения которых — коррупционная рента и порезка предприятий на металлолом ради получения своих 12 сребреников "здесь и сейчас". Авиационная промышленность — это взгляд на десятилетия вперед. И с уверенностью можно утверждать, что именно в руках стратегических бизнес-инвесторов, а не политиков-временщиков с краткими каденциями и липкими ручонками, "Мотор Сич" имеет шанс сохранить стратегическую ценность в виде технологий именно в Украине, а также застолбить на десятилетия вперед свое место в глобальном авиационном раскладе.

И Украине, как и пресловутому безымянному пехотинцу, которого я уже упоминал в начале этого текста, теперь выпадает уникальный шанс просто пересидеть тихо в окопе, пока "большие игроки" провозгласят мир, объявят ему дембель и вручат медали.

Причем первые симптомы уже налицо — из Вашингтона слышны четкие сигналы о том, что администрация Байдена не будет применять ограничительных мер против Китая. Брайан Диз, назначенный избранным президентом США Джо Байденом на пост главы Национального экономического совета, говорит, что новая администрация будет бороться за технологическое превосходство, восстанавливая свои основные сильные стороны, но НЕ ВВОДЯ ОГРАНИЧЕНИЯ в отношении Китая.

Аналогичное заявление делает будущий глава Минфина США Джанет Йеллен: выступая на слушаниях в финансовом комитете сената США, она пообещала после своего назначения "немедленно приступить" к пересмотру санкций.

Другой яркий пример — обширное цитирование "рупором" Вашингтона в Украине "Радио Свобода" экс-главы Минэкономики Павла Шеремета и соучредителя "Украинского института будущего" Юрия Романенко, которые, фактически, призывают украинскую власть просто выполнить украинский закон — отдать инвесторам из КНР контроль над "Мотор Сич", акции которой они законно купили. В редакционном материале "Радио Свобода"прямо указано о том, что потери Украины от ссоры с Китаем будут катастрофическими, а новые хозяева Белого дома готовы "отпустить" ситуацию с украинским производителем авиадвигателей — режима мониторинга за трансфером технологий через спецлицензирование MEU американцам будет предостаточно. К тому же в Украине на основе лучших мировых практик западные партнеры помогли создать эффективную систему экспортного контроля в сфере поставок военных и двойных технологий, которая в своей многоступенчатой эффективности часто превосходит западные образцы.

Украина получает возможность возродить крупное технологичное производство, заполучить контракты, рабочие места, налоги и экспорт, создать предпосылки для улучшения отношений с Пекином, и впоследствии получить дополнительные бонусы от расширения торговли с КНР. Все эти бонусы Украина получает, когда просто не вмешивается в законное урегулирование законной сделки!

И, похоже, что цепочка событий ближайшего будущего имеет целью окончательно "закрыть" кейс "Мотор Сич" в компромиссной для Вашингтона и Пекина конфигурации, в которой Украина, наконец-то, получает возможность не оказаться единственной проигравшей стороной. Ее точка отсчета — объявленное на 31 января собрание акционеров "Мотор Сич". Которое, надо полагать, преследует две цели:

— переизбрать наблюдательный совет, чтобы затем легитимизировать только что заключенный (если он заключен) китайский контракт. Ведь полномочия текущего состава набсовета и совета директоров "Мотор Сич" давно истекли — это поднимает вопрос о легитимности всех заключаемых сейчас предприятием контрактов;

— проведение собрания акционеров станет лакмусовой бумажкой по очень многим направлениям, но ключевое — проверка адекватности украинской власти, ее способности вернуться в конструктив.

Всё указывает на то, что Украине достаточно действовать в рамках собственного же законодательства и здравого смысла: прекратить сомнительные манипуляции для помощи экс-собственнику завода в противодействии новым акционерам. Если инвесторы из КНР не "войдут" в полноправное законное управление украинским производителем авиадвигателей, Украина и "Мотор Сич" могут забыть о контракте. Как следствие, Украина может забыть о теплых торгово-экономических отношениях с КНР. И защиты от США в этом вопросе также ждать не следует.

В сложившихся обстоятельствах, если Украина продолжит противодействовать завершению сделки с акциями "Мотор Сич", она навредит сама себе. Ведь в таком случае китайцы не только "отобьют" контроль над заводом — Вашингтон прекрасно осознает, что сделка полностью законна и противодействовать ей в законном русле невозможно. Но открытое беззаконие позволит китайским инвесторам еще и взыскать с Украины через международный арбитраж убытки на $ 3,5 млрд при участии американских же именитых юридических фирм. Украина может оказаться в том положении, когда из-за недальновидности и дилетантства ее госменеджеров, на ней заработают все, кроме самой Украины. Оно нам надо?