"Удаленка" теперь больше норма, чем исключение: как карантин изменил рынок труда

Если до 2020 года удаленную работу приветствовали небольшие компании, то в новом деловом сезоне удаленка стала привычным явлением

Карантин стал вынужденным экспериментом для большинства украинских и мировых компаний, заставив их пересмотреть принципы работы сотрудников.

Пандемия побудила бизнес в кратчайшие сроки провести тест-драйв нового для многих формата — удаленной работы.

Если до весны большая часть руководителей скептически относилась к возможности труда на дому, то карантин не то что не оставил выбора, он безапелляционно заставил руководство отстроить новые процессы, часть из которых прижилась и после ослабления ограничений.

Мировой пример

Достойный пример отечественному бизнесу показали мировые корпорации. Навсегда в своем штатном расписании утвердили удаленный формат работы компании Twitter и Square, а Amazon примет окончательное решение в начале следующего года. До лета 2021 года не планирует возвращать сотрудников в офисы Google. Причем в менеджменте руководствовались не столько карантинными мерами, сколько желанием поддержать работников с детьми, которые, возможно, будут учиться удаленно.

В Facebook на сегодняшний день 95% персонала уже работает вне офиса. Марк Цукерберг сразу оценил преимущества такого подхода. Во-первых, резко увеличивается перечень кандидатов, поскольку из дома могут трудиться программисты, живущие вдалеке от филиалов компании. Во-вторых, как оказалось, многие работают вне офиса более эффективно. А в-третьих, социально ответственная компания усмотрела положительный эффект для окружающей среды, поскольку сокращается количество поездок в офис.

Преимущества дистанционной работы оценили 62 % руководителей европейских компаний. По данным Европейской бизнес-ассоциации, они готовы отпустить к домашним компьютерам до половины всего персонала. Подобные настроения испытывает и менеджмент украинских компаний.

По данным консалтинговой компании CBRE Ukraine, более половины юридических лиц утвердили в штате возможность удаленной работы. Впрочем, в отечественных реалиях, помимо озвученных преимуществ, добавляется немаловажный фактор экономии — 35% опрошенных руководителей планируют сократить расходы на аренду офисов.

Настроения сотрудников

COVID-19 оказался хорошим поводом для сотрудников оценить отношение своих работодателей. Если одни сокращали персонал и урезали зарплаты, то другие вводили медицинские страховки на случай заболевания коронавирусом и мероприятия по психологической поддержке коллектива.

Вторых, конечно, значительно меньше, и в основном это крупные компании. Однако даже небольшие шаги навстречу коллективу могут принести существенный эффект. Если сотрудники почувствовали поддержку руководства в трудное время, то их лояльность к компании вырастет, и, как следствие, — увеличится отдача в рабочих процессах.

Что касается предпочтений самих сотрудников, то разные опросы показывают, что порядка 40% коллектива готовы остаться на удаленной работе. Основная причина такого выбора — возможность поменять место проживания. Чуть более 50% видят свою дальнейшую работу без перемен в офисе.

Похожее разделение можно увидеть и у специалистов, традиционно работающих на удаленке. Наблюдая, как украинские компании узаконивают в штатном расписании удаленную работу, фрилансеры готовы начать работать в качестве наемных сотрудников.

По данным недавнего опроса Freelancehunt, 92% готовы оформляться в штат, но при этом не настроены покидать свои квартиры. Заметив такую тенденцию, мы изменили привычный функционал сервиса с учетом подбора соискателя: помимо традиционного выбора исполнителя на один проект теперь заказчик может подобрать специалиста для постоянной работы.

Последствия карантина размывают привычные стандарты работы — восемь часов в офисе. Если до 2020 года удаленную работу приветствовали небольшие компании, в основном из IT-сектора, то в новом деловом сезоне удаленка стала привычным явлением. И этот фактор уже начинает оказывать влияние на выбор будущей профессии у молодежи.