Деятельность украинского файлообменника — незаконна, мнение юристов

Временное закрытие портала Ex.ua у большинства наших сограждан вызвало негатив и критику в адрес следствия. Однако мало кто вспомнил, что подобные ресурсы во всем цивилизованном мире уже давно "вне закона" и их существование — вопрос очень спорный
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Недавний рейд правоохранительных органов на портал Ex.ua, который уже несколько лет является для украинских пользователей интернета источником бесплатных фильмов, музыки и компьютерных программ, вызвал бурю негодования, в первую очередь, у самих пользователей. Кроме того, на сторону портала сразу встали многие правозащитники. После атак на сайты государственных органов и служб, довольно организованно проведенных "народными умельцами", работа портала возобновилась, хотя часть контента все еще остается недоступной.

По официальной версии, внимание к еще до недавнего времени успешному файлообменнику было привлечено жалобой о нарушении авторских прав от компании Adobe. Жалоба была связана с размещением на сайте неизвестными пользователями пиратских версий определенных продуктов компании.

После того как буря вокруг Ex.ua утихла, согласно информации в СМИ, правоохранительными органами было принято решение искать нерадивых пользователей, разместивших на сайте контент, относительно которого была подана жалоба, а сам портал оставить в покое (по крайней мере, до поступления в соответствующие органы следующей жалобы).

Итак, исходя из сложившейся ситуации, позиция украинских правоохранительных органов ясна: ответственность за нелицензионный контент, размещенный на сайтах, подобных Ex.ua, должны нести сами пользователи, размещающие такой контент. А создатели, идейные вдохновители и другие лица, обеспечивающие работу Ex.ua, могут спокойно продолжать свою общественно-полезную и столь угодную большинству прогрессивных украинцев деятельность.

Что же, подобная позиция "и овцы целы, и волки сыты", которой традиционно придерживаются в Украине, когда ситуация заходит в тупик, вряд ли кого-то удивила. Однако в свете мировых тенденций в отношении пиратского контента в интернете, не скроем, она оставила какой-то неприятный осадок и заставила в очередной раз задаться вопросом: куда же мы все-таки идем — в ЕС и другой цивилизованный мир или топчемся на месте, оставаясь в глазах многих все еще страной "третьего мира"?

За рубежом файлообменники проигрывали суды

Американское дело о защите авторских прав, известное под названием A&M Records Inc. vs. Napster, стало первым в истории крупным судебным процессом, который коснулся вопроса применения авторского права к интернет-сервисам по обмену файлами между пользователями (англ. "P2P"). Суд, учитывая практическую сложность ведения дел против сотен тысяч пользователей, и вместе с тем признавая наличие грубого и массового нарушения авторских прав, заключил, что Napster мог и должен был нести ответственность, так как в его действиях были обнаружены признаки соучастия, и также компания несет субсидиарную ответственность за действия пользователей.

Самым, наверное, показательным и свежим примером того, как относятся к деятельности сайтов-файлообмеников в Европе, является дело о "Пиратской бухте" (the Pirate Bay). В этом деле четверо лиц, связанных с организацией работы крупнейшего в мире BitTorrent-индексатора, были приговорены Стокгольмским окружным судом к лишению свободы и возмещению убытков правообладателям (3,5 миллиона долларов, увеличенные в апелляции до 6,5). Не будем вдаваться в подробности дела. Отметим лишь, что несмотря на то, что файлообмен с помощью Pirate Bay не предусматривал сохранения копий файлов на серверах (в отличие от Ex.ua, на серверах которого хранятся терабайты пиратского контента), суд признал создателей сайта виновными в стимулировании нарушения авторских прав другими лицами (пользователями ресурса) и, таким образом, соучастниками преступлений против авторских прав. Тот факт, что работа сайта была организована группой лиц, и то, что создатели Pirate Bay получали довольно существенный доход от своей деятельности (путем размещения рекламы на ресурсе), сыграли немаловажную роль в формировании позиции судом.

Практика российских судов на сегодня является противоположной. В 2010 году ВГТРК обратилась с иском к ООО "ВКонтакте" об обязательстве прекратить размещение и использование аудиовизуального произведения — художественного фильма "Охота на пиранью" — и о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительного права на произведение в размере 3 млн. рублей. Российские суды оказались на стороне ресурса, нарушающего авторские права.

EX.UA предоставляет орудие преступления

Вывод напрашивается сам собой. Очевидным является то, что позиция украинских правоохранительных органов по привлечению к ответственности пользователей Еx.ua настолько несостоятельна, что о ней даже говорить не стоит. Любой здравомыслящий человек понимает, что пока ресурсы, подобные Ex.ua, в нашей стране существуют, повсеместное и неконтролируемое нарушение авторских прав в Украине будет происходить вопреки уже достаточно устоявшимся подходам к такой деятельности в Европе и США. Более того, из-за подобных ресурсов у нас практически отсутствует культура защиты авторских прав, когда многие украинцы даже не представляют себе покупку компьютерных программ, а государственные органы спокойно заявляют на всю страну, что пользуются нелицензионным программным обеспечением.

Сервисы, подобные Ex.ua и "Вконтакте", фактически, предоставляют миллионам пользователей "орудие преступления", размещая файлы, защищенные авторским правом, на своих серверах. Чрезвычайные масштабы нарушений приносят колоссальные убытки правообладателям и огромные доходы владельцам данных ресурсов, которые просто не могут утверждать, что не знают о массовом распространении защищенных авторским правом файлов через их сайты.

На наш взгляд, деятельность подобных сайтов и других файлообменников является классическим примером пособничества с такой формой вины, как преступная халатность, когда лицо предоставляет орудие преступления, осознавая, что данный предмет используется для совершения преступления, однако не предпринимает никаких мер, направленных на его предотвращение, продолжая это орудие преступления предоставлять. Более того, получаемые такими ресурсами сверхприбыли (фактически, за счет нарушений авторских прав), еще более усугубляют их вину.

Западные демократии стремятся найти подход к правовому регулированию такого сложного явления, как интернет, но в то же время стоят на страже прав и свобод граждан, и как минимум прекращают работу ресурсов, на которых фиксируются массовые нарушения. Суды же постсоветских стран, просто ссылаясь на отсутствие прямой нормы, продолжают поддерживать беззаконие, которое берет начало еще из идеалов коммунистического прошлого, когда "все у нас было общее", а талантливейшие музыканты, актеры, художники и прочие творческие люди встречали старость в нищете.

Нам не хотелось бы выглядеть в глазах читателей закоренелыми консерваторами или теми, кто отвергает технический прогресс. Мы за интернет, новые технологии и за свободу обмена информацией в сети. Однако мы против того, что такая свобода будет достигаться путем нарушения прав других лиц. Мы против откровенной недоразвитости украинского кинематографа, одной из причин которой является неконтролируемое пиратство. Мы против негативного имиджа Украины в глазах иностранных инвесторов, на который отсутствие надлежащей защиты авторских прав влияет далеко не в самую последнюю очередь.

Наблюдая ситуацию с Ex.ua, пора, наконец, задаться вопросом, в каком направлении мы хотим двигаться: продолжать поощрять нарушения и способствовать упадку отечественной музыкальной, кино- и других индустрий, существующих благодаря защите прав интеллектуальной собственности, или же искать эффективный баланс между свободой интернета и защитой авторских прав? От сделанного выбора будет зависеть подход к защите в Украине не только интеллектуальной, но и любой другой собственности, а значит, и правовой государственности в целом.

Вадим Шестаков, юрист АФ "Паритет"

Леонид Чернявский, младший юрист АФ "Паритет"